В 1996 году Тхоумми Силамфану было всего восемь лет. Раскапывая землю неподалеку от своего дома на севере Лаоса в поисках молодых побегов бамбука, он наткнулся на кассетную бомбу. Вот что он запомнил: «Когда соседи нашли меня, я был без сознания. Мои родители очень перепугались. Меня отправили в региональный госпиталь. А на следующий день я проснулся и увидел, что левой руки у меня больше нет».
Тхоумми давно уже не мальчик. Сейчас он выступает за запрет кассетных вооружений. Между тем, 1 августа вступает в силу международная конвенция о запрете использования, производства, хранения и передачи кассетных вооружений. Ее подписали более 30 стран, включая Великобританию, Францию, Германию, Лаос, Новую Зеландию и Мексику.
Однако некоторые страны, активно производящие и использующие кассетные вооружения – в частности, Бразилия, Израиль, Индия, Китай, Пакистан, Россия и Соединенные Штаты – еще не вступили в переговоры по конвенции.
Кассетные бомбы содержат сотни мелких разрывных снарядов, так называемых подзарядов, которые взрываются на большой территории. Все подзаряды, не разорвавшиеся при контакте, становятся минами и создают угрозу для гражданского населения долгие годы после окончания конфликта.
Начало запрету кассетных вооружений было положено на переговорах в столице Норвегии Осло в 2007 году, вследствие распространенного использования этих смертоносных бомб Израилем во время его военного конфликта с Ливаном в 2006 году.
Салеумсай Коммасит, генеральный директор Департамента международных организаций в Министерстве иностранных дел Лаоса, отмечает, что переговоры в Осло дали толчок к развитию международной кампании по запрету кассетных вооружений в связи с их воздействием на гражданское население. «Они обеспечили широчайшую поддержку со стороны международного сообщества», – говорит он.
По сведениям лаосского правительства, во время Вьетнамской войны, проходившей около сорока лет назад, порядка 80 миллионов американских кассетных бомб, сброшенных на Лаос, не разорвались при ударе о землю. По сей день в лаосской земле остается огромное количество невзорвавшихся снарядов. Каждый год на них подрывается около 300 человек.
Международное сообщество, включая Соединенные Штаты, некоторые европейские страны, Японию и Австралию, выделяют миллионы долларов на разминирование Лаоса. Однако это очень медленный процесс, на завершение которого может уйти несколько десятков лет.
Лу Мареска, юридический консультант при Международном комитете обществ Красного креста и Красного полумесяца, отмечает, что продолжающиеся несчастные случаи поспособствовали принятию конвенции. «Кассетные вооружения причинили немало горя гражданскому населению – как в этом регионе, так и в других, – говорит он. – Они причиняют страдания как во время использования, так и, в отдельных случаях, спустя многие годы после окончания конфликта. Вот что побудило МККК, правительства и гражданское общество к совместной разработке этой важной конвенции».
Следующий шаг для сторонников запрета кассетных вооружений – убедить новые страны присоединиться к нему в ноябре, когда в столице Лаоса, Вьентьяне, соберутся на конференцию представители подписавших конвенцию стран и других государств.