Линки доступности

Американо-российские отношения: итоги года


Барак Обама и Дмитрий Медведев
Барак Обама и Дмитрий Медведев

Пожалуй, ключевым событием в американо-российских отношениях стала ратификация Сенатом США в конце декабря нового соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений.


Вице-президент США Джо Байден в качестве председателя Сената Соединенных Штатов зачитал результаты голосования:

«71 голос «За», 26 – «Против». Две третьих из числа присутствующих сенаторов проголосовали «За» – договор ратифицирован».

Вскоре после ратификации договора в Сенате президент США Барак Обама обратился к журналистам со словами:

«Это самое важное за двадцать лет соглашение о контроле над вооружениями, и этот договор сделает мир более безопасным и позволит сократить ядерные арсеналы США и России».

Ратификация договора Сенатом США стала важнейшей победой президента Обамы, который сделал задачу улучшения отношений с Россией краеугольным камнем внешней политики своей администрации.

По новому договору СНВ предполагается сократить количество ядерных боеголовок баллистических ракет до 1550 единиц с каждой стороны. Договор предусматривает сократить количество носителей ядерного оружия – пусковых установок баллистических ракет и дальних бомбардировщиков – до 700 единиц и у США, и у России. В американо-российском договоре также прописаны, как называет это администрация президента Обамы, четкие меры по проверке выполнения условий данного соглашения каждой из сторон.

Договор теперь должен быть ратифицирован Государственной Думой России и Советом Федерации. Эксперты говорят, что российский парламент практически гарантированно ратифицирует это соглашение.

Джон Паркер из Университета национальной обороны, выражая свое личное мнение, заявил, что новый договор о СНВ одинаково важен и для Президента РФ Дмитрия Медведева, и для президента США Барака Обамы:

«Учитывая, что президент Медведев непосредственно включился в обсуждение нового договора СНВ с президентом Обамой, то это соглашение имеет важное значение. Медведев потратил массу времени для достижения этого договора. И когда СНВ-3 будет ратифицирован парламентом России, я уверен, что президент Медведев получит политические дивиденды. Поэтому так важен договор СНВ», – отметил эксперт.

Многие эксперты сейчас пытаются представить, какую тему могут затронуть на следующих переговорах по контролю над вооружениями США и Россия. Вот что думает по этому поводу Стивен Пайфер из Брукингского института:

«Когда в апреле президент Обама подписывал новый договор о СНВ, он дал ясно понять, что хотел бы продолжить на следующих американо-российских переговорах обсуждение не только развернутых стратегических ядерных сил, но неразвернутых ядерных боеголовок, например, ядерных боеголовок, хранящихся на складах, а также провести переговоры по тактическому ядерному оружию. И это впервые открывает возможность для США и России начать переговоры об ограничении всего ядерного арсенала двух стран, исключая лишь ядерные вооружения, предназначенные для демонтажа. Это будут трудные переговоры, потому что стороны должны будут обсуждать вопросы, которых они до этого даже не касались»

Многие эксперты считают, что обсуждение нового договора по СНВ и процесс его ратификации оставили в тени другие позитивные сдвиги в американо-российских отношениях.

Роберт Легволд из Колумбийского университета говорит, что одним из таких позитивных моментов стало то, что Москва расширила сотрудничество по Афганистану:

«Самым важным элементом такого сотрудничество стало разрешение России осуществлять транзит военных грузов в Афганистан. В прошлом США для доставки двух третьих всех грузов в эту страну зависели от транспортных маршрутов в Афганистан, проходящих через западную границу Пакистана. И эти маршруты уязвимы и для ударов боевиков, действующих в этом регионе, и периодически для действий пакистанского правительства, когда оно протестует против некоторых операций американских военных. Поэтому тот факт, что русские разрешили транзит военных грузов по своей территории и по воздуху, имеет решающее значение для снабжения американских войск и контингента НАТО в Афганистане», – отметил Легволд.

Эксперты говорят, что Москва также ужесточила свою позицию по Ирану, проголосовав за резолюцию Совета Безопасности ООН о введении новых более жестких санкций против Тегерана, хотя Россия и Китай явно сумели смягчить окончательный текст данной резолюции. Россия также отменила поставку Ирану систем ПВО С-300 (договор о продаже Россией батарей С-300 Ирану был заключен еще в 2007 году).

Россия также изменила свою позицию по ПРО. Многие годы Россия резко критиковала планы США по развертыванию системы ПРО, но потом Москва согласилась на сотрудничество с НАТО в вопросе создания системы ПРО.

Джон Паркер из Университета национальной обороны считает:

«В политическом отношении, это очень важно. Президент России Дмитрий Медведев сигнализировал о готовности к сотрудничеству в ходе переговоров с НАТО по созданию системы ПРО над Европой. Во что это выльется, сейчас довольно трудно сказать, но по меньшей мере обе стороны продолжат переговоры о том, в какой форме это сотрудничество может развиваться. Для русских важно то, что им не просто вручили план и попросили его подписать, а они вовлечены в обсуждение этих планов»

Заглядывая вперед, эксперты говорят, что Москве и Вашингтону необходимо развивать успех, достигнутый в 2010 году. Ключевым событием в 2011 году станет давно ожидаемое рассмотрение заявки России на вступление во Всемирную торговую организацию. Эту заявку поддержала администрация президента Обамы.

XS
SM
MD
LG