Со времен существования Месопотамии, в эпоху Ренессанса и до наших дней искусство создания мозаики продолжает вызывать восхищение ценителей прекрасного. Сегодня все большую популярность приобретает уличное изобразительное искусство и предметы искусства, созданные из переработанных материалов. Вот уже двадцать два года в творчестве одного человека воплощается триединство искусства мозаики, уличного искусства и творчество с использованием переработанных материалов. Его видение изменило облик города. Слово – художнику Джиму Пауэру: «У многих людей в этой части города не так уж много друзей. Возможно, они чувствуют себя одиноко – это одна из составляющих жизни в Нью-Йорке. Я не такой, как эти люди, я знаком с более чем миллионом людей. Меня знают как человека-мозаику. Ко мне прилипло это прозвище».
Мозаики Джима Пауэра стали неотъемлемой частью восточного района Нью-Йорка, где невозможно пройти, не натолкнувшись на мозаики, изображающие людей, посвященные веб-сайтам и достопримечательностям, указывающие направление, рекламирующие чей-то бизнес и оповещающие о чем-то.
Он продолжает: «Я поставил цель – с помощью мозаики из переработанных материалов попытаться внести что-то новое в мировое искусство. Эти мозаики – дань уважения работникам общественных служб. Именно в этом и есть суть народного искусства. Я просто подумал, что было бы замечательно прийти на Парк Авеню и как-то украсить эти, в общем-то, скучные цветочные горшки. К 1987-му году я вернулся в восточный район города, и все закончилось тем, что я бросил работу с зарплатой в 8 тысяч долларов в месяц, чтобы посвятить себя искусству мозаики. Невозможно оторваться от работы, когда за тобой наблюдают люди – это замечательное место для творчества».
Подобно иероглифам, мозаики Джима долговечны и не представляют никакой опасности для тех, кто захочет к ним прикоснуться. И снова – Джим:
«Приложите свои пальцы сюда, и вы почувствуете, какая она гладкая. Все острые края убраны. Разве это не удивительно? Здесь улицы становятся твоим образом жизни. Мои работы, в отличие от музейных экспонатов, доступны всем. И все получают удовольствие, глядя на них. Так что мне еще есть много чего сказать, но нужно, чтобы это искусство прижилось по всему миру, и чтобы этим занималась молодежь».
Поговорить с прохожими, тоже часть его работы:
Джим:
- Вы видели их в нашем районе? На фонарных столбах?
Девушка:
- Да, я видела их и видела, насколько они красивы
Джим:
- Ведь это красиво? Было бы прекрасно, если бы они были повсюду, не правда ли?
Девушка:
- Да, и мне приснился сон, в котором я видела мозаики. Они были на зданиях и вообще по всему миру – на каждой машине, на каждом камне.
Джим:
- Лучше и не скажешь.
Некоторые работы Джима посвящены людям, которых уже нет в живых. Он также принимает активное участие в отображении трагических событий 11-го сентября 2001 года, создавая «мозаичные» послания в память о тех, кто погиб в тот день.
«Я рассказчик истории, потому что я вкладываю много исторических фактов в эти мозаики, создающие некую связь между людьми», – говорит не только художник, но и философ Джим Пауэр: «Моя работа была бы лишена смысла, если бы она не была нужна людям. Это было бы лишь еще одним произведением искусства. Но я пришел сюда, чтобы сделать что-то значимое. Каждый человек задается вопросом – что он делает на этой земле? А у меня этого вопроса не возникает. (Смеется.) Это моя работа. У меня нет другого выбора».
Искусство мозаики Джима Пауэра на городских улицах
- Сахар Саршар