Линки доступности

«Армагеддон» для астероида


Чтобы небесный «булыжник» не устроил Апокалипсис на Земле, нужно устроить Апокалипсис «булыжнику»

Для многих читателей идея уничтожения астероида с помощью ядерного боеприпаса не несет привкуса новизны. Ну, конечно! Как можно забыть бурильщика Харри Стампера в исполнении Брюса Уиллиса из фильма «Армагеддон», который пожертвовал своей жизнью, чтобы взорвать угрожавший Земле астероид с помощью доставленного на него ядерного заряда.

Казалось бы, все ясно. Ядерное оружие обладает огромной разрушительной силой, следовательно, логично использовать его для уничтожения небесного «булыжника», который может подписать «приговор» человечеству. Но, как оказалось, не так все просто.

Расколотили, и что дальше?

В научном сообществе было несколько возражений против «разбивания» астероида с помощью ядерного заряда. Главное из них связано с тем, что из одного астероида образуются несколько небольших, которые так же дисциплинированно продолжат путь к Земле, как и их «родитель». Соответственно, вместо одной «бомбы» на землю упадут несколько, хоть и меньшего размера. Однако суммарный разрушительный эффект от этого вряд ли будет меньше.

Предположим, что несколько средних по размеру воронок все-таки лучше, чем одна большая, особенно с учетом того, что 70% поверхности Земли покрыто морями и океанами, не считая малолюдных местностей типа Сибири, Амазонии или пустынь типа Сахары или Гоби. Есть надежда, что несколько отколовшихся «бомб» упадут именно туда, где ущерб от их падения будет минимальным.

Никто, конечно, не может дать гарантии, что они не полетят в густонаселенные районы. Но чтобы понять, почему у варианта «расколоть» есть свои плюсы, представьте, что вы попали под град. Что для вас предпочтительнее: чтобы с неба подали отдельные, пусть даже крупные, градины или чтобы они смерзлись в гигантский ледяной ком и в таком виде полетели с неба на землю? Кто-нибудь сможет гарантировать, что он не окажется в точке, в которую «нацелился» этот ком?

Однако опасения ученых связаны не только с тем, что фрагменты астероида все равно могут упасть на землю. Не меньшую озабоченность вызывает их радиоактивное заражение в результате ядерного взрыва. Местность, куда упадут обломки, может быть не только покрыта воронками, но еще и «фонить», что увеличит ущерб, нанесенный этими обломками природной, или техногенной среде.

Есть и еще один фактор, дающий основания специалистам проявлять скептицизм по поводу использования ядерного заряда для уничтожения астероида. Это отсутствие такого важного поражающего фактора ядерного взрыва, как воздушной волны. Это заметно снизит эффективность использования атомного фугаса против небесного «булыжника».

По примеру Ван Дамма

Чтобы ядерный заряд не потерял свою поражающую мощь, специалисты решили воспользоваться приемом известного киноактера и чемпиона по единоборствам, который он продемонстрировал в фильме «Двойной удар». Именно принцип двойного удара и будет использован против астероида.

Бить будет «Гиперскоростной перехватчик астероида» (Hypervelocity Asteroid Intercept Vehicle – HAIV), разрабатываемый в настоящее время в НАСА. А сделает это данный космический аппарат (КА) следующим образом: сначала выйдет на «финишную прямую», ведущую к астероиду. После этого от основного КА отделится что-то вроде тарана, который нанесет по астероиду первый удар.

На «булыжнике» образуется кратер, в который и «вопьется» уже основной КА с ядерным зарядом. Таким образом, благодаря кратеру взрыв произойдет не на поверхности, а уже внутри астероида. Расчеты показывают, что 300-килотонная бомба, взорванная всего лишь на 3-х метровой глубине под поверхностью твердого тела, увеличивает свою разрушающую способность, по меньшей мере, в 20 раз, превращаясь, таким образом, в 6-мегатоный ядерный заряд. Этого более, чем достаточно, чтобы разнести, например, недавно открытый 400-метровый астероид 2013 TV135, у которого есть исчезающе малые шансы на столкновение с Землей в 2032 году.

Практические шаги

НАСА уже выдало гранты нескольким университетам США на разработку прототипа подобного «перехватчика». Среди них Университет штата Айова, где расположен «Исследовательский центр по отклонению астероидов от траектории их полета» (Asteroid Deflection Research Center). Данный центр, возглавляемый Бонгом Уайем, получил финансирование от НАСА в размере 600 000 долларов сроком на три года для разработки «гиперзвуковой ядерной системы перехвата», работающей на основе вышеописанного принципа.

Следом за разработкой должно последовать испытание данной системы. Оно будет представлять собой запуск ракеты с болванкой, которая и нанесет по какому-нибудь астероиду двойной удар. Уай подсчитал, что подготовка и проведение такого испытания будет стоить не дороже 500 миллионов долларов.

Прорабатываю вариант «расстрела» астероидов с помощью ядерных зарядов и в Университете штата Вашингтон. По словам Кейта Холсэппла, преподавателя инженерных дисциплин в данном университете, НАСА выдало ему грант в размере 1,25 миллиона долларов на изучение возможности отклонения астероида от траектории его движения с помощью ядерного взрыва.

Делают это Холсэппл и его команда с помощью так называемой «газовой пушки», находящейся в «Исследовательском центре Эймса» в штате Калифорния в сочетании с использованием программного обеспечения, первоначально разработанного в интересах Министерства обороны США.

По данным американского интернет-ресурса The Atlantic, работами в направлении «подрыва» астероидов занимается и «Национальная лаборатория в Лос-Аламосе» – один из основных центров ядерных исследований в США. Правда, в связи с закрытостью данного учреждения, детали его деятельности в сфере планетарной защиты не разглашаются.

Однако главным американским «гуру» в сфере борьбы с астероидной опасностью с помощью ядерных зарядов является Дэвид Дирборн, ученый-физик и одновременно разработчик ядерного оружия в «Ливерморской национальной лаборатории». Согласно интернет-ресурсу The Business Insider, в настоящее время он вместе со своими коллегами занимается приведением в состояние «повышенной готовности» боеголовки W-87. Ее мощность составляет 375 килотонн. Это примерно одна треть от мощи самой разрушительной боеголовки, находящейся в настоящее время на вооружении в США, но в 29 раз мощнее бомбы, упавшей на Хиросиму.

Еще несколько лет назад Дирборн тратил свои время и деньги на работы в области «сбивания» астероидов с помощью ядерного оружия. Но в 2012 году он и его коллега получили на эту деятельность от Ливерморской лаборатории небольшой грант в размере нескольких сотен тысяч долларов. В настоящее время вместе с ним по небесным «булыжникам» работают около полудюжины ученых, правда, ни один из них – на «полную ставку».

С земли или с околоземной орбиты?

Где разместить перехватчики астероидов – на поверхности нашей планеты или на околоземной орбите? На первый взгляд, на орбите они находятся в состоянии «готовности номер один» к отражению угрозы из космоса. При этом исключается риск, который всегда присутствует при запуске КА в космос.

Ведь именно на этапе старта и выведения вероятность отказа наиболее высока. Представьте: надо срочно отправить к астероиду КА-перехватчик, но ракета-носитель не смогла его вывести за пределы атмосферы. А астероид-то летит…

Но против орбитального размещения ядерных перехватчиков выступал никто иной, как сам Эдвард Теллер – «отец» американской водородной бомбы. По его мнению, нельзя просто вывести в околоземное пространство ядерные взрывные устройства и спокойно смотреть, как они крутятся вокруг Земли. Их нужно будет постоянно там обслуживать, а это время и деньги.

Есть и еще один настораживающий момент. В случае если ядерный перехватчик не сможет покинуть орбиту и не сможет быть оттуда снят, он останется в околоземном пространстве. По данным российского интернет-ресурса «Свободная пресса», за всю историю космонавтики в космос было отправлено, по меньшей мере, 49 КА с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). 36 из них запустили СССР и Россия, а 13 – США. Семь из них потерпели аварии.

На орбитах высотой 800–1000 км в настоящее время находится около 50 объектов, излучающих радиоактивность. И там же «складируются» активные зоны ЯЭУ отслуживших спутников на срок до 200 лет. По мнению «Свободной прессы», «мы оставляем потомкам ядерную смерть в наследство».

В подобном заключении присутствует некоторый избыток драматизма. Космический мусор на высотах 800-1000 километров может веками, если не тысячелетиями вращаться вокруг Земли, а к истечению этого времени потомки что-нибудь придумают для очищения околоземного пространства. Но что если перехватчик пусть, даже на высотах более 1000 километров над Землей, столкнется с другим КА или просто обломком космического мусора, количество которого в околоземном пространстве все увеличивается? Не приведет ли это к тому, что ядерный заряд направится прямиком к Земле?

Российско-американский ядерный противоастероидный альянс?

Звучит немного фантастично, но вполне возможно, что первые шаги в сторону оформления подобного союза уже были сделаны. 16 сентября 2013 года в Вене генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко и министр энергетики США Эрнст Мониз подписали соглашение между РФ и США о сотрудничестве в научных исследованиях и разработках в ядерной и энергетической сферах.

Данный документ является развитием базового соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, которое вступило в силу 11 января 2011 года.

Новая договоренность расширяет возможности для научных и практических контактов между специалистами двух стран в области ядерной энергетики. Но что особенно важно для рассматриваемой темы – сентябрьское соглашение создало предпосылки для взаимодействия между специалистами России и США в сфере борьбы с астероидной опасностью.

По крайней мере, так считает Министерство энергетики США (сам 47-страничный документ напрямую не упоминает такой возможности). Однако основания для оптимизма у американской стороны, видимо, есть. Директор департамента разработки ядерных боеприпасов и военных энергетических установок «Росатома» Олег Шубин является одним из последовательных сторонников нейтрализации грозящих Земле астероидов с помощью атомных зарядов.

Интересно, что практически сразу после падения Чебаркульского метеорита в феврале этого года сотрудники Института астрономии РАН предложили создать «Российскую систему противодействия космическим угрозам». Система эта представляла бы собой лишь комплекс средств наблюдения за космическим пространством. Ее заявленная стоимость составила 58 миллиардов рублей, или почти 2 миллиарда долларов.

В США на борьбу с угрозами из космоса выделяются несколько иные суммы. Согласно данным Национального совета по научным исследованиям США, обнародованным в 2010 году, Америка тратила в год менее 5 миллионов долларов на создание системы планетарной защиты. 4 миллиона из них шли на обнаружение потенциально опасных астероидов. Правда, за последнюю пару лет НАСА израсходовало 878 000 долларов на поиски способов увести небесные «булыжники» от столкновения с Землей.

Тень политики над противоастероидным «зонтиком»

Невольные препятствия на пути создания ядерных перехватчиков астероидов создают международные договоры. Один из них – это «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» от 1963 года. Другой – Договор о космосе от 1967 года, запрещающий выведение ядерного оружия в космос.

По идее, здравый смысл должен превалировать над официальными бумагами, пусть даже подписанными на самом высоком уровне. В самом деле, не будешь же соблюдать положения договора ценой гибели человечества от падения астероида. К тому же, когда разрабатывались упомянутые документы, никто всерьез не думал ни об астероидной опасности, ни о том, как с ней бороться. Но некоторые ученые в наши дни все равно выражают озабоченность последствиями российско-американского сотрудничества в области нейтрализации опасных астероидов с помощью ядерных зарядов.

Один из них Джеффри Льюис, специалист по нераспространению ядерного оружия из «Монтеррейского института международных исследований» в США. По его мнению, угроза от астероида весьма эфемерна, а вот опасность того, что из-за попыток борьбы с небесными «булыжниками» будут нарушены запреты на испытание ядерного оружия, а само оно станет расползаться по всему миру, вполне реальна.

Такого же мнения придерживается и Дэвид Райт, один из руководителей «Программы глобальной безопасности» в «Союзе обеспокоенных ученых». Он выразил надежду, что российско-американское взаимодействие в сфере «отстрела» астероидов не станет «программой обеспечения занятости» ученых и конструкторов, разрабатывающих новые типы оружия.

Впрочем, есть и другие мнения. Одно из них принадлежит Кристоферу Чибе, эксперту по вопросам безопасности из Принстонского университета. В настоящее время Чиба также является членом президентского Совета по вопросам науки и техники. Этот орган состоит из 18-ти ведущих специалистов в области научных дисциплин и промышленности.

Чиба не разделяет озабоченности своих коллег. Он уверен, что Россия и США не ищут предлога, чтобы нарушить положения договора, запрещающего испытание ядерного оружия в трех средах. Но угроза из космоса, как полагает Чиба, слишком велика, чтобы не видеть важности российско-американского сотрудничества в области защиты Земли от астероидов.

Когда не до жиру…

По мнению специалистов, устранить угрозу от астероидов (или комет) с помощью ядерных зарядов можно двумя способами. Первый – осуществить подрыв заряда рядом с «булыжником», оказав, таким образом, воздействие на его траекторию. Но такой способ эффективен лишь в том случае, если небесное тело обнаружено за несколько десятков лет до его столкновения с Землей.

Если же астероид или комета вынырнут «из-за угла» (крайняя степень такого «выныривания» была продемонстрирована в этом году Чебаркульским метеоритом), то здесь уже без подрыва «непрошенного гостя» не обойтись. Как полагают эксперты, к этому способу нужно прибегать в том случае, если до возможного столкновения с Землей остается меньше 10 лет.

Использование ядерных зарядов для борьбы с космическими «обломками» вызывает немало вопросов, как технического, так политического и международно-правового характера. Но очевидно одно – опасность, которую для человечества представляют астероиды и кометы, реально существует.

Это значит, что решением технических вопросов нейтрализации этой опасности нужно заниматься уже сейчас. Что же касается политики и международного права, то можно не сомневаться: они будут подвергнуты любым видоизменениям ради решения главной задачи – выживания земной цивилизации.
XS
SM
MD
LG