Линки доступности

Судебный иск против Стрелкова-Гиркина по делу о сбитом Боинге


Игорь Стрелков-Гиркин (в центре)
Игорь Стрелков-Гиркин (в центре)

Адвокат родственников пассажиров MH17: Этот иск не ради денег

Родственники погибших пассажиров сбитого под Донецком год назад пассажирского лайнера MH17 малазийской авиакомпании подали иск с требованием компенсации против бывшего министра обороны самопровозглашенной ДНР Игоря Стрелкова. В иске бывший лидер «российских сепаратистских формирований на востоке Украины» обвиняется в организации обстрела самолета, который привел к катастрофе и гибели 298 человек.

Свои интересы родственники погибших доверили представлять американской юридической фирме Wisner Law Firm, специализирующейся в воздушном праве. Вот что рассказал в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» сам глава фирмы Флойд Уайзнер.

Флойд Уайснер: Иск в окружной суд штат Иллинойс, расположенный в Чикаго, подан против Игоря Гиркина, который, по нашему мнению, был главнокомандующим сепаратистского движения в Украине. Иск основывается на американском законе о защите жертв пыток, который позволяет судить иностранных граждан, виновных в причинении ущерба лицами, ответственными за так называемую «внесудебную расправу» – т.е. убийства, которые не подпадают под другие правовые статьи. Иск подан от имени 17 граждан различных стран, в том числе – ЮАР, Великобритании, Нидерландов

Александр Панов: Почему местом подачи судебного иска выбран Чикаго?

Ф.А.: Здесь имеет значение не город, а страна. Американский закон позволяет открыть дело в отношении иностранца, виновного в нарушении закона о защите жертв пыток, и судить его здесь, в США. Что бы ни говорили об американской судебной системе, в ней есть сильная сторона – процесс расследования, сбора данных и улик, позволяющий запрашивать и собирать информацию, получать ответы об обстоятельствах этой ужасной трагедии.

А.П.: Господин Стрелков – гражданин России. Есть ли достаточные юридические основания для его суда в Америке?

Ф.А.: В данном случае, американский закон тем и уникален, что позволяет привлечь к ответственности за так называемую «внесудебную расправу». Мы отдаем себе отчет, что,возможно, будет трудно лично привлечь Гиркина-Стрелкова к нашему суду, но все юридические основания на это американский закон нам дает.

А.П.: Вы упоминаете закон, которые называется «закон о защите жертв пыток». Поясните, о каких пытках может идти речь?

Ф.А.: В этом законе есть два раздела. Один – связан с пытками, чего нет в данном случае, а второй – имеет дело с внесудебной расправой, о которой я уже говорил, и которая в этом деле несомненно присутствует. На основе этого подан иск.

А.П.: Цитата из вашего интервью лондонской газете «Телеграф»: «этот иск не ради денег». А ради чего? Ведь в иске к Стрелкову названа сумма в 900 миллионов долларов.

Ф.А.: На самом деле – 850 миллионов. Это мои математические подсчеты, если быть точным – иски 17 пострадавших по 50 миллионов каждый. Но это действительно не из-за денег. Мы понимаем, что нереалистично получить эти деньги с Гиркина. Но мы и наши клиенты хотим получить ответы. В мире постоянно что-то происходит, и в дипломатических кругах, в политической текучке, их трагедия может быть забыта. А они хотят, чтобы ответственные понесли заслуженное наказание за это ужасное деяние. Наши клиенты хотят правосудия. Нет, это не ради денег.

А.П.: Россия отказалась признать, что в этом деле должен быть создан международный трибунал. Ваше дело как-то связано с официальной реакцией России?

Ф.А.: Это совершенно правильный вопрос. Это – одна из целей нашего иска. Семьи опасаются того, что Россия будет противиться участию в международном трибунале по этому делу, в отличие от других стран. В процессе получения информации, мы хотим, может быть, частично, пролить свет на то, чем объясняется этот отказ. И, возможно,оказать давление, в том числе, дипломатическое, чтобы Россия присоединилась к резолюции Совета безопасности ООН, чтобы международный трибунал был создан.

А.П.: Давайте будем реалистами. Господин Гиркин находится в России, далеко-далеко отсюда. На чем основываются ваши надежды, что суд над ним состоится здесь?

Ф.А.: Повторю, это будет сложно. Мы это понимаем. Но смотрите, прошло десять лет, прежде чем ливийцы признали ответственность за уничтоженный взрывным устройством самолет «Pan American», в том числе, перед семьями погибших. Нас ждет долгий и, возможно, трудный процесс, но что-то обязательно должно быть сделано.

А.П.: В прессе упоминается также иск к авиакомпании Malaysia Airlines от имени Рейне Далзьел. Он связан с вашим иском?

Ф.А.: Да, это часть нашего судебного иска. Сразу несколько семей имеют претензии к авиакомпании. В данном случае действует Конвенция о международных перевозчиках, принятая в Монтрё. Она определяет правила, где могут быть поданы подобные иски. Погибший муж нашей клиентки госпожи Далзьел приобрел билет на рейс здесь, в США, поэтому в ее случае суд возможен на американской территории. Она, вместе с другими клиентами, также выдвинула иск против господина Гиркина.

XS
SM
MD
LG