Линки доступности

Андрей Бильжо: «Это похоже на фарс, но этот фарс довольно страшноватый»


Автор Андрей Бильжо (Деталь оформления меню
ресторана «Петрович»)
Автор Андрей Бильжо (Деталь оформления меню ресторана «Петрович»)

Известный художник-карикатурист о регрессивных настроениях в российском обществе

МОСКВА – Сложившаяся в России ситуация похожа на тупик, считает художник-карикатурист, врач-психиатр по профессии Андрей Бильжо. Создатель карикатурного персонажа «Петровича» и одноименного ресторана рассказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» о том, что думает по поводу реставрации советской античности в России и давлении на независимые СМИ.

Роман Ошаров: Андрей Георгиевич, власти России планируют вернуть советские нормы «ГТО» – «Готов к труду и обороне!», агентство ИТАР-ТАСС возвращает советское название ТАСС, ВВЦ возвращают название ВДНХ, а Крым вошел в состав России. Что вы думаете об этих процессах? Это движение назад?

Андрей Бильжо:
Для меня эта в какой-то степени драма и комедия, потому что я был одним из первых в России после перестройки, кто начал заниматься ностальгией по Советскому союзу. Я сделал несколько ресторанов в таком ностальгическом стиле. Но я это делал без всякой политики, занимаясь бытовой культурой. Теперь это виток совсем другой. Вернуться назад нельзя, войти в одну и ту же воду тоже нельзя. Ужас в том, что если в СССР люди той культуры, политические деятели, коммунисты частично верили и понимали правила игры, в которую они играли, а вторые люди тоже понимали эти правила, то сейчас все перемешано. Очень надеюсь, что старых названий не будет, но ГТО вернулось, политинформация возвращается.

Я вспомнил сегодня, как моя бабушка, старый большевик, готовила мне, ненавистнику и маленькому школьному диссиденту, политинформацию. Она вырезала заметки из газеты «Правда», в которых подчеркивала, что я должен прочесть. Моя бабушка просидела почти 25 лет в лагерях и на вольных поселениях, ее мужа расстреляли, она не хотела мне такой судьбы. Я здесь теряю чувство умора и иронии... Больше грущу.

Р.О.:
Знаменитый Театр на Таганке обвинили в пропаганде идей Евромайдана, аморальности и прочих грехах. Как можно оценить эту ситуацию?

А.Б.: Ситуация с Театром на Таганке абсолютно укладывается в ту струю с напором, которая последнее время льется в России. Это, безусловно, возвращение назад. Как я уже говорил выше, вернуться назад невозможно, поэтому это только новый виток. Это похоже на фарс, но этот фарс довольно страшноватый. На это уходят куски человеческих жизней.

Сложившаяся в России и вокруг нее ситуация — это полный идиотизм, это чудовищно и глупо. Это тупик, потому что мир развивается, а остановить развитие невозможно. Либо мы останется сзади в прямом и переносном смысле, либо мы продвинемся, но не знаю, куда с этими людьми, депутатами, бойцами за мораль и нравственность. Боюсь, что они нас загонят в угол. Мне жаль, что это выпадает на последнюю треть моей жизни, как говорят в Европе, на ее осенний период.

Р.О.:
В России усиливается давление на независимые СМИ. Вы сталкивались с проявлениями подобных ограничений?

А.Б.: Независимых СМИ практически не осталось. Еще какое-то время назад они еще были, но сегодня они стремительно исчезают. Вы не поверите, но сейчас практически 90 процентов моих рисунков невозможно напечатать. Все в них видят то экстремизм, то порнографию, то Бог знает что. Невозможно выступать артистам, невозможно работать режиссерам, художникам. Конечно, можно рисовать в стол, но карикатурщику бессмысленно рисовать в стол. Карикатура тем и хороша, что она живет короткий промежуток времени, как мотылек, но рассчитана на довольно большую аудиторию.
XS
SM
MD
LG