Линки доступности

Поездка президента Эстонии в Москву: вопросов больше, чем ответов


Президент России Владимир Путин и президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Кремль, Москва. 18 апреля 2019 г.
Президент России Владимир Путин и президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Кремль, Москва. 18 апреля 2019 г.

Эстонские политологи сетуют, что в преддверии встречи Керсти Кальюлайд и Владимира Путина было крайне мало информации

В четверг в Москве с рабочим визитом побывала президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Поводом для прибытия в российскую столицу стало присутствие на открытии здания посольства Эстонии после реконструкции. Однако наибольшее внимание вызвала российско-эстонская встреча в Кремле.

Приветствуя Керсти Кальюлайд, Владимир Путин, в частности, сказал: «Отсутствие контактов между официальными лицами, официальными органами, между соседями — это ненормальная ситуация». По словам российского президента, у двух стран есть общие интересы, связанные с регионом Балтийского моря: «здесь и вопросы безопасности, и вопросы экологии, и вопросы, связанные с транспортом, транзитом».

В ответном слове президент Эстонии отметила: «с соседями надо разговаривать даже в случае, если у нас есть определённые разногласия… Время обновить программу сотрудничества между Европейским Союзом и Россией, которое финансируется обеими сторонами. Так что время для встречи самое что ни на есть подходящее».

По окончании переговоров с Владимиром Путиным Керсти Кальюлайд дала пресс-конференцию для эстонских СМИ в отреставрированном здании посольства. Российские журналисты аккредитованы не были. По словам президента Эстонии, во время ее встречи с Путиным, были обсуждены экономические и политические вопросы, в том числе – ситуации, связанные с Грузией и Украиной. Причем, по словам Кальюлайд, «стороны постоянно выражали друг другу респект, несмотря на разные позиции».

Стало также известно, что президент Эстонии пригласила Владимира Путина посетить в следующем году конгресс финно-угорских народов, который состоится в Тарту.

«Какая-то торговля между нашими странами существует»

Кстати, этот город, являющийся в Эстонии вторым по величине, известен, помимо прочего, своим университетом, основанным в 1632 году шведским королем Карлом II Густавом. Преподаватель политологии этого университета Рейн Тоомла напомнил, что осенью прошлого года Кальюлайд и Путин виделись в Париже во время торжеств по случаю окончания I Мировой войны.

«Насколько я знаю, именно там возникла идея, что, мол, хорошо бы встретиться. Подобное предложение сделала именно наш президент, и, кажется, господин Путин, вроде бы, принял предложение, что, да – хорошо бы когда-нибудь, где-нибудь встретиться. И теперь появились формальная причина в виде реновации эстонского посольства», - отметил эстонский политолог.

Вся подготовка к этому визиту, по словам Рейна Тоомла, велась кулуарно.

«Мы до сих пор не знали, о чем будут говорить между собой эти два президента. Известно, что во время подобных визитов госпожа Кальюлайд является не только президентом Эстонии, но и неофициальной представительницей Евросоюза. И, как писали в нашей прессе перед началом визита, ожидалось, что она затронет и вопросы, не касающиеся непосредственно двусторонних отношений, но именно отношений России и Евросоюза. Однако, удалось ли это, и если да, то в каком объеме, лично я до сих пор не знаю», - признался преподаватель политологии Тартуского университета.

По сообщениям информационного портала Delfi.ee, в вопросе об экономических санкциях, введенных странами Запада после российской аннексии Крыма и ответных продуктовых контрсанкциях, стороны остались на прежних позициях.

Комментируя этот момент, Рейн Тоомла заметил: «Какая-то торговля между нашими странами существует. Я сейчас не берусь назвать ее точный объем, но, конечно, благодаря поведению России и экономическим санкциям Евросоюза, эта торговля значительно сократилась в последние годы. И, конечно, имеет смысл говорить на таких переговорах о той части торговли, что еще осталась. А если появится какой-то сдвиг в отношении мирного урегулирования в Украине, то можно обсуждать и смягчение санкций».

Однако, судя по сообщениям эстонских журналистов, побывавших на пресс-конференции Керсти Кальюлайд в Москве, в этом отношении прогресса пока не предвидится. Рассказывая о том, как во время переговоров с Путиным за закрытыми дверями обсуждалась тема Украины, президент Эстонии отметила: «Он видит проблему в невыполнении Минских соглашений. По его словам, он хочет их выполнять, но Украина — не выполняет».

«О культурном сотрудничестве и об окружающей среде можно говорить до бесконечности»

Эстонский политолог Кармо Тююр начал с того, что завеса таинственности перед началом поездки Керсти Кальюлайд в Москву, это – негативный аспект визита.

«Если президент делает что-то обыденное, например, идет обедать, или отправляется в Финляндию, то информационное сопровождение может быть минимальным. Но если она предпринимает что-то необычное как для своей страны, так и для всего европейского сообщества, то информационное сопровождение должно быть очень тщательно продуманным и открытым, насколько это возможно. Увы, команда нашего президента изначально играла в «молчанку» и вообще ничего не говорила. Потом, когда с российской стороны послышалось: “да, мы ожидаем визита эстонского президента”, - наши начали шаг за шагом это подтверждать», - рассказал собеседник Русской службы «Голоса Америки».

И добавил, что в отсутствие информации из официальных источников все аспекты подобных визитов заполняются досужими домыслами.

Кармо Тююр также подчеркнул, что во время подобных переговоров вряд ли может идти речь, например, это внешнеторговых отношениях, потому что это может обсуждаться лишь с учетом общих договоренностей Европейского Союза. «И к тому же, скажем так, здесь очень разные мандаты у президентов. Россия вообще – суперпрезидентское государство, и если президент скажет: “да будет вот это!”, - то именно это и будет, по крайней мере, в теории.

Мандат эстонского президента в нашей парламентской республике включает в себя только представительские функции. То есть, у нашего президента нет полномочий говорить о внешнеполитических связях в принципе. Можно лишь выражать общие положения, типа: “давайте жить дружно”, или “было бы хорошо торговать между собой”, или что-то еще. Но мандата на сущностные переговоры у нашего президента, к сожалению, или – наоборот, слава богу, нет», - разъяснил эстонский политолог.

При этом сам факт подобных встреч он расценивает позитивно.

«Если подобные соприкосновения нашей страны с Россией согласованы еще и с европейской стороной, то это – вообще великолепно. Если это согласовано с другими странами НАТО, то это – вообще прекрасно. Но, опять-таки, нам неизвестно, были ли такие согласования, или нет. Поэтому на все ваши вопросы о сути визита я вынужден начинать ответы со слов “Я не знаю”», - разводит руками Кармо Тююр.

И заключает: «То, что президенты встретились, и, может быть, в следующий раз будут относиться друг к другу получше, это – хорошо. Для двухсторонних отношений Эстонии и России это тоже неплохо. Но с точки зрения общеевропейской политики мы можем сказать: президент Эстонии приехала в Москву, и… А что дальше? А все разговоры о культурном сотрудничестве, об окружающей среде – это приятные вещи, о которых можно говорить до бесконечности. И это все для протокола – чтобы было в чем отчитаться. Но как-то это все не президентское дело – разговаривать об этом друг с другом за чашкой чая».

XS
SM
MD
LG