Линки доступности

Судьба тигров – в руках мирового сообщества


Судьба тигров – в руках мирового сообщества
Судьба тигров – в руках мирового сообщества

У всемирной популяции тигров – серьезные проблемы. Сокращение территории обитания и браконьерство вносят свой вклад в сокращении их популяции. В естественной среде осталось лишь 3200 особей, хотя сто лет назад их было 100 тысяч. Однако международные усилия по спасению тигров, поддерживаемые правительствами, агентствами по развитию и экологами помогают огромным кошкам вернуться.

Международный форум по защите тигров, прошедший в Санкт-Петербурге на прошлой неделе, стал одним из ярких событий последних дней года Тигра по китайскому календарю. Первый в мире саммит, посвященный одному животному, собрал мировых лидеров, правительственных чиновников и представителей различных организаций – от агентств по развитию до экологов.

Барни Лонг руководит программой по спасению тигров во Всемирном фонде дикой природы (World Wildlife Fund, WWF). По его словам, лишь в 13 странах, собравшихся в Санкт-Петербурге, остались дикие популяции тигров.

«Каждая из 13 стран разработала национальную программу по восстановлению популяции тигров, – говорит Лонг. – Они были собраны в единый документ – Глобальную программу по восстановлению популяции тигров, в которой указывается, что должна сделать каждая из 13 стран, что нужно сделать на трансграничном, региональном и глобальном уровне. Достижением саммита стало подписание всеми странами Глобальной программы, что означает, что главы правительств 13 стран согласились с единым планом по сохранению тигров».

Мировые лидеры также согласились удвоить популяцию тигров к 2022 году. Однако наиболее приоритетная задача – остановить нелегальное браконьерство и контрабанду тигров криминальными синдикатами. На черном рынке тигры продаются за десятки тысяч долларов, главным образом в Южной Азии, где ценятся их мех, части тела и мясо.

«Обычно в спросе на тигров винят китайскую традиционную медицину, но на самом деле здесь спрос на тигровые продукты снизился, – продолжает Лонг. – Он значительно упал с 1993 года, когда Китай ввел запрет на продажу продуктов из тигра. Что действительно растет огромными темпами сегодня, так это использование костей тигров в тониках и тигровое мясо. Они стали действительно статусными символами».

Другим существенным препятствием к росту числа тигров является сокращение их ареала, земель, которые занимают фермеры и крупные плантации, на которых строятся дороги, дамбы и шахты. По словам Лонга, специалисты по защите диких животных должны взглянуть на разные сферы экономики в поиске решений по восстановлению фрагментированного тигрового ландшафта.

«Им нужно работать совместно с планирующими организациями, министерствами транспорта и энергетики, – говорит Лонг. Нужно чтобы страны составили целостное представление об устойчивой защите ландшафтов и, очевидно, это нужно сделать не только ради спасения тигров, но и для устойчивого развития, защиты бассейнов рек, нужно посмотреть на хранилища энергоносителей на этих территориях и так далее».

Однако выполнение Глобальной программы по восстановлению популяции тигров требует денег. На сайте были озвучены обещания Всемирного банка выделить на эти цели 100 миллионов долларов, 85 миллионов пообещал Всемирный фонд дикой природы. Однако этого недостаточно, чтобы покрыть расходы в 350 миллионов долларов только на первые пять лет 12-летней программы.

Кешав Варма – директор программы в Глобальной инициативе по спасению тигра Всемирного Банка. По его словам, средства банка будут целенаправленно использоваться для защиты диких животных в Южной Азии в надежде создать сильный региональный институт по борьбе с преступностью.

«Он будет генерировать данные, распространять информацию, а также использовать достижения криминалистической и технической науки, – говорит Варма. – Нам хотелось бы, чтобы такие международные организации как Интерпол, Управление ООН по наркотикам и преступности, Всемирная таможенная организация, Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры и Всемирный банк вместе создали бы глобальный всеохватывающий механизм координации, который поможет более энергично бороться с противниками в «горячих районах».

Варма говорит, что спасение тигров представляет собой возможность для развития, при котором услуги экосистемы, воспринимаемые как должное – чистая вода, леса и среда обитания диких животных, ценятся и защищаются.

«Думаю, что руководители, приехавшие в Санкт-Петербург, говорили об этом равновесии, этом балансе, и о том, чтобы экономическое развитие не происходило за счет природных богатств и экоразвития, – говорит Варма. – По сути, мы говорим о новой парадигме, в которой биоразнообразие и экосистемы являются факторами в уравнении развития. Это крайне важно. Это новый способ мышления».

Тигровый саммит завершился на оптимистической ноте. Барни Лонг из WWF говорит, что темпы движения вперед сейчас зависят от мирового сообщества. «Если у тигров будет достаточно пространства, добычи и защиты, – предсказывает он, – тигры выживут».

Другие новости экологии читайте здесь.

XS
SM
MD
LG