Линки доступности

Уолтер Мондейл: японский кризис может поменять отношение к ядерной энергетике


АЭС «Фукусима-Дайчи»
АЭС «Фукусима-Дайчи»

Бывший вице-президент США вспоминает о крупнейшей аварии на АЭС в США

«Великое землетрясение Хансин», разрушившее в 1995 году японский город Кобе, унесло жизни почти 6500 человек и нанесло ущерб более чем в 100 млрд долларов. Бывший вице-президент США Уолтер Мондейл во время того кризиса был послом США в Токио. У него сохранились яркие воспоминания о посещении города Сендай, который сильно пострадал в ходе нынешнего разрушительного землетрясения и цунами. Побывал он и на АЭС «Фукусима-Дайчи», к которой сейчас приковано внимание всего мира.

«Я был поражен чистотой и безмятежностью, – говорит Мондейл. – Станция казалась идеальным объектом по выработке энергии. Огромный контраст с тепловыми электростанциями, которые загрязняют окружающую среду. Теперь, 15 лет спустя, мы смотрим по телевизору, как дымят эти реакторы посреди поистине библейских разрушений».

Мондейлу знакомы страхи, связанные с подобными кризисами. Он был вице-президентом страны в 1979 году, когда на АЭС «Три Майл Айленд» (Three Mile Island) в Пенсильвании произошел самый серьезный ядерный инцидент в истории США.

«В течение двух часов мы были близки к расплавлению реактора, что могло принести самые ужасные последствия, – продолжает Мондейл. – В этом регионе проживало около двух миллионов американцев. Как их предупредить, не вызвав паники и катастрофического исхода?».

В США на «Три-Майл-Айленд» удалось избежать самого худшего. Но в Японии исход свершился. Около 350 тыс человек сейчас проживают в убежищах за пределами 20-километровой зоны эвакуации вокруг Фукусимы.

Власти США призывают к расширению эвакуационной зоны. Мондейл считает, что Америка должна оценивать риски такого рода по собственным критериям:

«Нам нужно сотрудничать с японцами и, по возможности, координировать публичные заявления. Но если мы считаем, что жизни и здоровью американцев, находящихся в Японии, угрожает опасность, наша первейшая задача – при поддержании рабочих отношений с Токио – защитить своих граждан».

Мондейл отмечает, что нынешний кризис напоминает ему картины, которые он видел в 1995 году при посещении зоны бедствия в Кобе:

«Рухнувшие фасады домов закрывали пластиковые пленки. Вместо крыш были сколочены навесы. По всему Кобе полыхали пожары, возникавшие из-за утечки газа. Люди нередко погибли из-за того, что чиркнули зажигалкой в темноте».

Разрушения в Сендае, по всей видимости, превзошли землетрясение в Кобе. Однако, говорит Мондейл, в обеих катастрофах проявились дух и стойкость японского народа:

«Там тоже выстраивались длинные очереди за водой и продуктами, многим была нужна медицинская помощь. Люди переносили все невзгоды спокойно и терпеливо, я бы даже сказал – стоически, при полном уважении друг к другу».

Полный масштаб разрушений, принесенных подземными толчками и цунами, пока неизвестен. Уолтер Мондейл полагает, что катастрофа повлечет за собой пересмотр отношения к безопасности ядерной энергетики:

«Сейчас возник большой знак вопроса. Мы должны многому научиться на трагедии в Сендае. Это сигнал всему миру. Есть ли у нас АЭС в зоне землетрясений? Сколько ступеней безопасности заложено при проектировании? Есть ли планы на случай наихудшего сценария? Все это – жизненно важные аспекты, и нам нужно решать их сообща».

Комиссия по ядерному регулированию США сообщила о планах проверки безопасности всех ядерных объектов в США. В стране насчитывается 104 атомных электростанции.

Материалы о последствиях землетрясения в Японии читайте в рубрике «Землетрясение в Японии»

XS
SM
MD
LG