Линки доступности

Куда пойдет Молдова? Мнение эксперта - 2005-03-04


Шестого марта в Республике Молдова состоятся парламентские выборы. В связи с этим состояние отношений между Россией и Молдовой комментирует директор Фонда эффективной политики Сергей Марков, выступивший 2 марта 2005 г. в передаче «Говорите с Америкой».

«Голос Америки»: Россия и Молдова: враги или друзья?

Сергей Марков: Россия и Молдова – это партнеры. Это партнерство определяется многими обстоятельствами. Во-первых, общностью исторической судьбы в течении многих десятилетий, даже в какой-то мере столетий. Потому что именно Россия была главным фактором, который обеспечил свободу регионов от иноземного доминирования. Во-вторых, они связаны экономически. В-третьих, народы относятся с огромной симпатией друг к другу – и народы России, и народы Молдавии.

Если же говорить о политическом руководстве, то в свое время руководство компартии Молдовы во главе с Ворониным было избрано избирателями Молдовы именно на основе пророссийской программы, за то, что Воронин обещал, что русский язык будет вторым официальным языком в Молдове, за то, что Молдова будет теснейшим образом сотрудничать с Россией… Это показывает, что население-то является очень пророссийским.

И потом, опираясь на хорошие отношения с Россией, руководство Молдовы надеялось решить вопрос с Приднестровьем. Этот был договор подготовлен в виде «меморандума Козака», и руководство Молдовы было готово его подписать. Но потом, поскольку Запад испугался усиления роли России, последовало масштабнейшее давление на Воронина, выкручивание ему рук ночными телефонными звонками от руководства Евросоюза и НАТО. Его и запугивали, и обещали… И в конечном итоге Воронин сломался. Он отказался подписать этот договор о воссоединении Молдовы и Приднестровья под некие под гарантии России, и эта логика вывела его уже на антироссийскую позицию. Я считаю, что он надеется не столько на какую-то помощь, сколько на то, что вот откроются дороги в Евросоюз и его признают в качестве европейского политика.

Мне кажется, что эти расчеты — безумные. Воронин сам лично идет в глубокую политическую яму. Как только он сыграет свою роль, отказавшись от посредничества России для решения проблемы воссоединения Приднестровья и Молдовы, сразу после этого его выбросят, как ненужное уже больше политическое орудие, никогда ему не простят, что он был из коммунистов, и придут к власти другие политики, которые будут проводить другую политику. Эта политика уже может быть во многом враждебна России.

А пока — можно сказать, что Россия и Молдова с точки зрения населения являются дружественными странами. С точки зрения большинства политического класса это – партнеры. А руководство Молдовы проводит сейчас открыто антироссийскую политику.

Возможна ли в Молдове «оранжевая революция»?

С.М.: Вы знаете, я считаю, что возможна. Дело в том, что режим Воронина находится в таком шатком положении… Он во многом потерял свою базу из-за того, что избирался на пророссийской основе, а проводит сейчас во многом антироссийскую политику. Приднестровье борется примерно за ту модель, которой обладают сейчас все российские регионы, — ну, может быть, чуть-чуть больше, но не намного. А, как известно, нынешний президент Молдовы отвергает федерализм.

Мы должны помнить слова отца современной демократии – второго американского президента Томаса Джефферсона, который сказал, что федерализм – это просто территориальное понимание демократии. Вот все, кто против федерализма, — они против демократии. И поэтому те молдавские политики, которые против федеральной Молдовы, — они против демократии. Они не демократы.

Но поскольку Воронин загнал себя где-то в угол, то у него нет политической инициативы. Во многом он использует административные ресурсы, во многом — традиционное, классическое голосование, во многом – надежду избирателей, что он все-таки отойдет от этого своего изменения курса на союз с Россией. Но и в этой шаткой ситуации даже не большинство… И не оранжевое, а желтое, поскольку Демократический союз Молдовы – это, скорее, желтое. Хотя он получит поддержку оранжевых — Христианско-демократической партии… Они могут просто-напросто почти революционным путем свергнуть власть Воронина. И здесь они, я думаю, получат поддержку и от Саакашвили. Правда, Грузия далеко, и это небольшая страна. А вот Ющенко близко, и он вполне может поддержать желто-оранжевую революцию в Молдове. Такова судьба всех, кто отшатнулся от своей политической платформы: там их уже отвергают, а в новом месте их уже не принимают, поскольку они не нужны.

XS
SM
MD
LG