Записи, звучащие в программе:
“Billy’s Beat”. Билли Тэйлор
“Is This the Blues”? Билли Тэйлор
Фрэнк Уэсс – тенор-саксофон; Джимми Оуэнс – труба; Виктор Гаскин – гитара; Бобби Томас – ударные; Билли Тэйлор – рояль
“Back Home”. Билли Тэйлор
Стенли Таррантин – тенор саксофон; Крисчиан Макбрайд – бас-гитара; Марвин (Смитти) Смит – ударные; Билли Тэйлор – рояль
«Грациозный уход». Так называется коротенькая заметка в журнале “Jazz Time”, в которой сообщается о том, что Билл Тэйлор, которому сейчас 84 года – один из самых значительных и плодовитых джазовых пианистов, почти полностью оправился от перенесенного инсульта. И хотя прогнозы его на полное выздоровление вполне оптимистичны, он принял решение больше не выступать. По словам музыканта, работать ниже того уровня, на котором он работал прежде, он не хочет и не может.
Хотя сам факт, что мы не услышим больше «Доктора Ти» в концертах очень огорчителен, тем не менее, решение Тэйлора не может не вызывать восхищения. Он остается верен себе и им же самим установленным нормам.
Сегодняшнюю встречу я посвящаю миссионеру американского джаза, пианисту и композитору Билли Тэйлору.
«Ни для кого не секрет: Билли, больше, чем кто бы то ни было – истинный проповедник джаза, - говорит о Тэйлоре пианист Томми Флэнаган. - Но важно и другое: как музыкант, он обладает уникальной способностью самовыражения. А его стиль всегда был связующим звеном между прошлым и тем, что происходит в джазе сию минуту».
Когда о музыканте почтительно отзываются критик, это значит, что он достиг определенного статуса с точки зрения положения. Когда о нем восторженно отзываются поклонники – это свидетельство того, что его музыка трогает слушателей, западает в их души. Когда о нем с почтительным восторгом говорят коллеги, можно с уверенностью говорить о том, что речь идет о Мастере с большой буквы, которому в истории джаза отведено особое место.
Композиция «Блюз ли это?» – свидетельствую: безусловно, блюз! – из диска “The Jazzmobile All Stars”, как утверждает автор «Джазовой энциклопедии» Ленард Физер, это типичный пример той музыки, которая на протяжении более двух десятилетий звучала в Гарлеме и других районах Нью-Йорка на концертах «Джазмобила», рожденного в 1965 году при непосредственном участии Тэйлора.
«Я чувствовал себя в неоплатном долгу перед музыкантами, которых встретил на своем пути, перед теми, кто были моими наставниками и учителями. Пропаганда джаза – или «Уроки» – были моим способом отплатить им за все, чему они меня научили», - так сам Тэйлор комментирует свою миссионерскую деятельность.
А вот свидетельство пианиста Маккоя Тайнера, представителя более молодого поколения: «Когда я делал первые шаги в музыке, мне попала в руки книга о джазовой фортепьянной музыке, написанная Билли Тэйлором. Она помогла мне понять фундаментальные основы джаза, и она же помогла мне выработать свой собственный стиль».
На просветительской и педагогической деятельности Билли Тэйлора, о его миссии «посланца» джаза, которой Тэйлор очень гордится, я подробнее остановлюсь в следующий раз. Сегодня же я хочу сосредоточиться на его исполнительском искусстве. Тем более что сам Тэйлор неоднократно говорил о том, что, прежде всего, считает себя пианистом и композитором: «Истоки всего, что я сделал в жизни, в том, что я люблю фортепьяно, люблю играть для других, люблю выступать перед публикой. И люблю сочинять музыку, которую могут играть другие». В один из своих дисков приуроченных к пятидесятилетнему юбилею его композиторской, исполнительской и популяризаторской деятельности, Билли Тэйлор включил композиции, написанные специально для этого альбома, и несколько мелодий, сочиненных прежде и уже давно завоевавших статус джазовой классики.
Одна из них, написанная в 1959 году “Back Home” – «Снова дома» – завершит нашу сегодняшнюю встречу. Упомяну, что на композиторском счету Билли Тэйлора – не менее трехсот мелодий.