Линки доступности

Новости Голливуда - 2005-02-25


Миллион за улыбку

Какая перемена! Какой светлый фильм «Миллионы» (Millions) поставил британский режиссер Дэнни Бойл!

В своем предыдущем фильме «28 дней спустя» (28 Days Later) Бойл основательно попугал нас зомбивидными мутантами, заполонившими Англию после биотеррористической катастрофы. Еще раньше Бойл рисовал мир и людей не менее мрачными красками в своих ранних фильмах «Неглубокая могила» (Shallow Grave) и «На игле» (Trainspotting). Его попытки влиться в голливудский мейнстрим картинами «Пляж» (The Beach) и «Жизнь хуже обычной» (A Life Less Ordinary) оказались неудачными. Яркие краски Америки, как мы ее знаем, в его фильмах казались блеклыми даже по сравнению с закопченными стенами северной Англии, промышленного Манчестера, где Бойл вырос и который был фоном для его ранних фильмов.

И вот режиссер вернулся в родные пенаты и... увидел их в совершенно ином свете. Точнее, даже в цвете. «Миллионы» — картина на редкость яркая по визуальному решению, энергичная по цветовой гамме и представляет нам Север Англии почти как Южную Калифорнию.

И дело не только в том, что героями фильма «Миллионы» являются дети с их ярким видением мира. Как объясняет сам режиссер, современная Англия сильно отличается от той, что мы привыкли видеть в мрачных картинах английского кинореализма. Экономическое благополучие привело к изменению сути и даже фона английской жизни. Английские пригороды стали похожими на американскую субурбию, люди одеваются ярче. А у меня после частых визитов в Лондон сложилось впечатление, что «туманный Альбион» не такой уж туманный. Всякий раз, когда я приезжаю в Англию, там прекрасная погода, в то время как у нас в Южной Калифорнии уже две недели идут проливные дожди. Видно, что-то в мире меняется.

И уж точно что-то переменилось в мировосприятии Дэнни Бойла, который по сценарию Фрэнка Коттрелла Бойса (Welcome to Sarajevo — «Добро пожаловать в Сараево») поставил «Миллионы». Вопреки своему названию это малобюджетный фильм. Но малый бюджет не мешает материалу в руках талантливого режиссера подняться до больших философских обобщений.

Снятая в манере фантастического реализма картина повествует о чудесах, которые возможны в будничной жизни. Достигший уровня жизни среднего класса рабочий Ронни (Джеймс Несбитт) перевозит свою семью из знакомого нам по многочисленным английским фильмам казарменного типа рабочего квартала в американообразный пригород. Семья его состоит из двух сыновей – девятилетнего Энтони (Льюис Макгиббон) и семилетнего Дэмиана (Алекс Этел). Мать мальчиков умерла, и отец надеется, что светлый и просторный дом среди зеленых полей поможет детям справиться с потерей матери.

Энтони к утрате относится довольно спокойно, а маленький Дэмиан, увлекающийся католическими святыми, чьи жития он хорошо знает, уверен, что его мама тоже святая. По ходу фильма Дэмиану являются многие библейские персонажи, и он каждого их них спрашивает: «А вы не встречали святую Айрис?» (Айрис – имя его матери). Естественно, святые маму мальчика не встречали. Но его вера в чудеса и вера вообще помогут мальчику сделать правильный выбор в совершенно необычной и отнюдь не святой ситуации.

Совершенно неожиданно ему прямо на голову сваливается огромная спортивная сумка с сотнями тысяч фунтов стерлингов. Ребенок думает, что это чудо, но мы позже узнаем, что сумку выбросили из проходящего поезда грабители. Ситуация драматургически обострена и комически сакцентирована тем, что авторы придумали далекий от действительности, даже сатирический сюжетный поворот, согласно которому остается всего несколько дней до перехода Англии на общеевропейскую валюту евро. То есть через несколько дней все эти сотни тысяч фунтов перестанут быть действительными.

Старший брат, более близкий к реальности, всячески старается реализовать деньги с пользой, вплоть до покупки недвижимости. А наивный и честный Дэмиан хочет помочь людям. Он угощает бездомных пиццей, он подбрасывает тысячи фунтов бедным соседям. Возникает немало комических ситуаций, которые служат прояснению моральных ценностей и их безусловного превосходства перед материальными.

Но еще интереснее, чем следить за развитием сюжета и наблюдать совершенно очаровательную игру Алекса Этеля, видеть, как режиссер Бойл играет с формой фильма. В нем масса оригинальных приемов монтажа, построения кадра, игры цветом и музыкой. «Миллионы» — очень редкая англоязычная картина, в которой чувствуется авторское видение, где режиссер – еще одно действующее лицо.

Но интересная форма не переходит в формализм. Все-таки в центре «Миллионов» — человек. Маленький человек с большим сердцем.

XS
SM
MD
LG