Линки доступности

Почему Россию причислили к «несвободным государствам»? - 2005-02-18


Несколько недель базирующаяся в Нью-Йорке правозащитная организация Freedom House присвоила России рейтинг «несвободного государства». Сегодня по просьбе Русской службы «Голоса Америки» это событие комментирует сотрудник Московского центра Карнеги Николай Петров.

Инна Дубинская: Николай, чем было вызвано такое решение Freedom House? Какие критерии у этой организации?

Николай Петров: У Freedom House достаточно развернутая и очень четко аргументированная сеть критериев, Собственно говоря, это два показателя — политические права и гражданские свободы. И по 2004 году Россия получила по политическим правам шесть баллов из семи, в то время как в прошлом у нее было пять баллов. И вот это ухудшение на один балл политических прав дало качественный эффект, и страна переместилась из самого низа списка частично свободных стран в верх списка несвободных стран. А аргументировалось это тем, что происходило на выборах, которые были несправедливыми, тем, что произошло в результате политической реформы, когда страна отказалась от прямых выборов губернаторов и перешла к системе, близкой к советской, — назначаемости губернаторов, и возросшим давлением на гражданское общество и на сохранявшие относительную независимость средства массовой информации. То есть по всем основным линиям анализа 2004 год дал некоторое ухудшение по сравнению с предыдущим периодом.

И.Д.: Только ли эти факты повлияли на решение Freedom House? Или тот мониторинг, который ведут правозащитные организации на территории России и за ее пределами, тоже оказал какое-то влияние?

Н.П.: Ну, я думаю, какое-то влияние оказал. Но для методики Freedom House характерна и прозрачность, то есть это можно все проверить. И если есть какие-то возражения относительно того, отвечает ли страна тем критериям, которые сформулированы в отношении каждого балла оценки, то это можно обсуждать. И я бы сказал, что роль субъективизма минимизирована не только тем, что целый ряд разных экспертов принимает участие в оценивании страны, но и тем, что сама оценка очень формализована.

И.Д.: Почему именно 2004 год стал таким краеугольным в понижении рейтинга России – ведь и до этого послужной список России был далек от идеального?

Н.П.: Думаю, что сейчас это получилось в какой-то мере случайно. Но это очень символично, потому что 2004 год – это первый год второго срока президента Путина, и это тот год , когда, с одной стороны, стало очевидно, что построенная им политическая система дает бесконечные сбои и демонстрирует свою низкую эффективность, а с другой стороны — это действительно год перелома, когда давление государство на общество, на политические партии, на все относительно независимые демократические институты резко возросло.

XS
SM
MD
LG