Линки доступности

Ближневосточная политика России: мнение эксперта - 2005-02-17


Ближневосточная политика России занимает важное место в исследованиях американских политологов. В вашингтонском Институте Ближнего Востока состоялось выступление на эту тему одного из ведущих политологов по России и Ближнему Востоку Роберта Фридмана.

Послужной список профессора Фридмана довольно внушителен. В прошлом президент, а ныне преподаватель политологии Балтиморского Еврейского университета, Роберт Фридман — автор четырех книг на тему советской внешней политики, в частности, «Советская политика по отношению к Ближнему Востоку с 1970 года» и «Москва и Ближний Восток: советская политика со времени вторжения в Афганистан». Под его редакцией вышло четырнадцать книг на тему Ближнего Востока, включая Израиль и арабские страны.

Недавно вышла новая книга Роберта Фридмана о российской политике на Ближнем Востоке после распада СССР, и он уже закончил монографию об американской политике в вопросе об арабо-израильском конфликте.

Россия всегда играла противостояла Западу в своей политике на Ближнем Востоке. Достаточно вспомнить эпизод с Суэцким каналом в 1956 году, действия России в 1968 и 1970 годах во время египетско-израильского конфликта в районе того же Суэцкого канала, когда Россия поставляла Египту ракеты земля-воздух и российские войска, а также арабо-израильские войны 1967 и 1973 годов, когда Россия твердо стала на сторону арабов.

В настоящее время ситуация обрела несколько иной характер, сказал профессор Фридман в ходе своего выступления в Институте Ближнего Востока: «Я вижу несколько направлений развития российской политики на Ближнем Востоке. Прежде всего они направлены на обуздание чеченского терроризма путем сотрудничества с арабскими и мусульманскими странами. Если Россия не в состоянии усмирить чеченцев силой оружия, то, по крайней мере, она пытается отрезать финансирование чеченцев со стороны Саудовской Аравии, Турции, Египта и других стран. Россия пытается легитимизировать свою политику по отношению к Чечне, добиваясь статуса ассоциированного члена Организации исламской конференции».

Россия поставляет Ирану ядерную технологию для строительства Буширской АЭС. Однако в последнее время Москва начала проявлять беспокойство по поводу попыток Ирана обзавестись атомным оружием: это стало очевидно из выступлений президента Путина.

После провала российских попыток остановить мирную революцию в Украине, говорит профессор Фридман, Россия пытается сбалансировать это договоренностью о поставках Ирану ядерного топлива: «На 22 февраля запланирован визит в Тегеран главы Минатома Александра Румянцева. Вполне вероятно, что в ходе визита он подпишет окончательное соглашение о поставках Ирану ядерного топлива. Визит Румянцева совпадает с саммитом Буш-Путин. Если соглашение будет подписано на следующий день после саммита, это приведет к ухудшению американо-российских отношений».

Важным моментом российской ближневосточной политики является отношения с Ираком. Россия простила Ираку почти 90% долга за оружие и другие поставки в попытке добиться преференциальных условий для российских нефтяных компаний. Россия также пытается интернационализировать ситуацию в Ираке, чтобы ослабить американское присутствие в этой стране.

Что касается арабо-израильского конфликта, то, по мнению профессора Фридмана, в последнее время стало очевидно, что Россия склоняется на сторону арабов. «Несмотря на видимый успех визита премьер-министра Шарона в Москву осенью 2003 года, трения между Израилем и Россией продолжаются, — сказал он. — Израиль хотел, чтобы его интересы были учтены при рассмотрении в ООН резолюции о так называемой «дорожной карте». Россия обещала, но своего обещания не выполнила. Это подлило масла в огонь израильско-российских отношений. Россия также заняла очень жесткую позицию в отношении строительства Израилем так называемой «стены безопасности». Интересно, не думают ли они после того, что случилось в Беслане, построить такую же стену между Чечней и остальной территорией Российской Федерации?»

«Интересно также отметить, — продолжал Роберт Фридман, — что в сентябре после трагедии в Беслане Израиль и Россия подписали соглашение о борьбе с терроризмом. Через месяц, в то время, когда Израиль проводил акцию против террористической деятельности группировки ХАМАС в секторе Газа, Россия внесла на рассмотрение ООН резолюцию, осуждающую Израиль. Тогда Израиль пришел к выводу, что у России один взгляд на терроризм, а у Израиля – другой».

Не ускользнул от внимания профессора Фридмана и вопрос о поставках Сирии российских ракет класса «земля-земля». Израиль выразил озабоченность, особенно в отношении переносных ракетных комплексов, которые могут попасть в руки террористов, «Хезболлы» и «Бригад Аль-Аксы», что может представлять угрозу израильским самолетам и нарушить нынешнее соглашение о перемирии между Израилем и палестинцами.

Учитывая все сказанное, профессор Фридман считает, что, потерпев фиаско в Украине, испытывая проблемы после принятия закона о монетизации льгот, который лишит престарелых и малоимущие слои населения средств к достойному существованию, Путин пытается своими действиями на Ближнем Востоке отвлечь внимание россиян от внутренних проблем.

XS
SM
MD
LG