Мюзикл Ирвинга Берлина “Call Me Madam”, о котором сегодня пойдет речь, родился вопреки желанию, я бы даже сказала, сопротивлению исполнительницы, для которой он был написан, став ее очередным триумфом. Это была одиннадцатая бродвейская роль легендарной Этель Мерман
Но прежде, чем я расскажу о самом мюзикле, несколько слов о его величестве случае, благодаря которому он родился.
Однажды известный американский драматург Хауард Линдзи отдыхал в Колорадо, где в то же время отдыхала и Этель Мерман, к тому времени снискавшая славу Первой леди музыкальной комедии. Линдзи, плененный ее шармом, удивительным чувством юмора, темпераментом и жизнерадостностью, сказал самому себе: «Я должен написать для нее роль, и пусть эта роль станет квинтэссенцией всех этих качеств. Пусть это будет женщина, воплощающая в себе все самое «американское», американка в квадрате. И пусть она представляет Америку в одной из европейских стран».
Мерман, мечтавшая в это время о большой драматической роли, отнеслась к идее Линдзи написать для нее комедийную роль без особого восторга. Но драматурга и его партнера, Рассела Крусса, это не смутило. Они решили, что напишут не просто комедию, но комедию музыкальную. И когда они в очередной раз заговорили об этом с Мерман в надежде получить согласие, она, после некоторого колебания, произнесла что-то вроде «Посмотрим… может быть… возможно, две-три песенки…».
Эти «две-три песенки» обернулись легким, непринужденным спектаклем, музыку для которого написал Ирвинг Берлин. Это о нем Джером Керн сказал: «Определить его место в американской музыке невозможно. Он сам и есть Американская музыка».
В программке к спектаклю «Называйте меня мадам», премьера которого состоялась 12 октября 1950 года в нью-йоркском театре «Империал», значилось: «Действие мюзикла происходит в двух вымышленных странах: одна из них – Соединенные Штаты, другая – Лихтенбург. Сюда-то героиня Мерман, Салли Адамс и направляется в качестве полномочного представителя своей страны».
В Лихтенбурге, о котором его жители говорят, что он слишком мал, чтобы называться городом, и достаточно велик, чтобы не называться «городком», будут разворачиваться события, в центре которых – Салли Адамс, женщина с практической хваткой, твердо стоящая на ногах, порывистая и темпераментная. И на редкость обаятельная.
У нее, впрочем, есть один недостаток, точнее качество, не слишком отвечающее ее дипломатическому статусу: она чрезвычайно непосредственна и склонна поступать в соответствии с душевными порывами, которые порой идут вразрез с государственными интересами. Так, влюбившись в премьер-министра Лихтенбурга, она решает, воспользовавшись данными ей полномочиями, предложить его стране неограниченный денежный заем, в котором она так нуждается. Когда он отказывается, аргументируя отказ своей «старомодностью», она заверяет его, что и она старомодна: к примеру, она верит в то, что браки должны заключаться по любви.
Параллельно с собственными проблемами Салли вынуждена решать и проблемы своего секретаря, влюбленного в наследницу трона и периодически ищущего забвения в крепких напитках, так как ситуация классически безнадежна – он не только не ровня принцессе, но она к тому же еще и обручена.
Пока Салли и ее секретарь решают свои любовные проблемы, в Лихтенбург приезжает сенатская комиссия, уполномоченная выяснить, по каким причинам у посла не складываются деловые отношения с премьер-министром Лихтенбурга. Обнаружив, что ее секретарь ведет себя неподобающим образом, комиссия требует от Салли принятия строгих мер, а та горой встает на защиту незадачливого влюбленного, за что и лишается своего поста.
Но Салли – это Салли. И вместо того, чтобы предаваться отчаянью, она, по возвращении в Вашингтон, устраивает один из своих знаменитых головокружительных приемов. И судьба вознаграждает ее за неистребимый оптимизм: неумолимый премьер-министр, как это и должно быть, когда речь идет о вымышленных странах, получает должность посла Лихтенбурга в Соединенных Штатах. Вместе с ним приезжает и принцесса, решающая пренебречь своими государственными обязанностями и ответить на любовь уже было отчаявшегося молодого человека. Чувствуете, как хорошо жить в вымышленных странах?
Но и это еще не все! Премьер-министр осознает, как и пыталась внушить ему Салли, что самое лучшее, что может случиться в его жизни, это быть с нею вместе. Ничего мудреного, впрочем, в этом нет: женщина, подобная Салли, проиграть не могла!
Упомяну, что в роли Салли Адамс Мерман очень напоминала вполне реальную женщину, Перл Места, которая была послом Соединенных Штатов в Люксембурге (несомненно, этот факт сыграл роль в определении главной сюжетной линии спектакля). Пришедшая на премьеру мюзикла Места, которая дружила с Мерман, была в таком восторге от ее исполнения, что, придя к ней за кулисы, сказала: «Мне хотелось бы в своей роли быть столь же успешной как вы – в вашей.
Я расскажу об Этель Мерман подробнее в одной из следующих передач.