Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 112 - 2005-01-16


Записи, звучащие в программе:

“I’ll Take Romance”. Б. Оклэнд
Рафаэль Круз – перкашен; Эвери Шарп – бас; Аарон Скотт – ударные Маккой Тайнер – рояль. Запись 91 года .
“Beautiful Love”. Маккой Тайнер. 27 октября 1991 года. Джазовый фестиваль в Варшаве.
“Don’t Get Around Much Anymore”. Дюк Эллингтон. Из диска «Истоки джаза» (“Jazz Roots”), вышедшего в 2000 году
“Steppin”. Маккой Тайнер.
Бобби Хатчерсон – вибрафон; Чарнетт Моффетт – бас; Эрик Хартланд – ударные; Маккой Тайнер – рояль. Запись 2003 года.

«Жить и заниматься музыкой – для меня вещи абсолютно равнозначные. Чем больше я узнаю о самом себе, о своем окружении, о разных аспектах бытия, тем больше я узнаю о музыке. Я играю то или о том, что случается со мной в жизни. Я не могу предсказать, в каком направлении будет развиваться моя музыка, так как я не могу предсказать, что случится в моей жизни. Я хочу создавать музыку в соответствии с тем, что я чувствую и переживаю, и выражать это с помощью моего инструмента», - говорит Маккой Тайнер, композитор, аранжировщик, пианист, руководитель джазовых составов и бигбэндов, введенный в 2004 году, в результате опроса читателей, в Палату славы журнала «Даунбит». Слушая композицию Оклэнда «Я согласен на роман» из диска Маккоя Тайнера “Blue Bossa”, чувствуешь, сколько здесь неожиданных ритмических ходов, и с какой поразительной виртуозностью осуществляет их Тайнер, демонстрируя при этом захватывающий динамизм и богатство палитры. Напомню вам, что имя Тайнера стало известно в джазовом мире в начале шестидесятых, когда он начал работать в квартете Джона Колтрейна, оказавшего огромное влияние на развитие современного джаза.

В период шестилетнего сотрудничества с Колтрейном Тайнер принял участие в исторических записях дисков “Africa Brass”, “Love Supreme”, “Ascention”…

Параллельно с этим Тайнер делает первые собственные записи в составе трио и с неизбежностью приходит к выводу, как когда-то Колтрейн, расставшийся с Майлсом Дэвисом, о необходимости начать самостоятельную жизнь в джазе.

«Очень долгое время меня совершенно не воспринимали в отрыве от Джона, - говорит пианист. - Я был счастлив работать с этим великим музыкантом. Но наступило время, когда я почувствовал необходимость выявить свою собственную творческую индивидуальность и уж во всяком случае отойти от стереотипного восприятия того, что я представляю собой как музыкант».

На то, чтобы утвердить себя в качестве лидера группы, Тайнеру потребовалось несколько лет. Первый прорыв наступил для него в 71 году: на «Майлстон рекордс» он записал альбом «Сахара», который критики журнала «Даунбит» назвали лучшим альбомом года.

Сам Маккой Тайнер признается, правда, что предпочитает студийным записям записи, сделанные во время концертных выступлений. «Выступление перед живой аудиторией, - утверждает пианист, - это настоящая панацея от всех бед и недугов. Всякий раз я словно рождаюсь вновь».

Фрагмент одного из таких выступлений я хочу показать вам сейчас, предварив его краткой справкой. Боле тридцати лет Соединенные Штаты, через польское Джазовое общество, были спонсорами варшавских Джазовых форумов. Так случилось, что с падением коммунистического режима в Польше государственный департамент не счел больше возможным выделять фонды на устройство “The Warsaw Jazz Jamboree”. И тогда поляки обратились с прославленным джазменам с просьбой помочь в организации фестиваля. Надо ли говорить, что музыканты, чьи имена входят в справочник «Кто есть кто в современном джазе», откликнулись на эту просьбу единственно возможным образом: они приняли участие в этом джазовом форуме. Это был октябрь 91 года. Фестиваль, длившийся четыре дня, проходил в здании Дома оперетты

По мнению польской и международной прессы, он стал самым значительным событием в истории джаза в Польше.

Хочу отметить, что Тайнер придает особое значение сольному фортепьяно, ссылаясь на времена, когда именно сольные выступления «кормили» джазовых пианистов. Одного из них, легендарного Вилли Лайона Смита, ему посчастливилось услышать, когда он впервые приехал в Нью-Йорк.

«Моя потребность делать сольные записи, продиктована не капризом и не желанием продемонстрировать свое мастерство: за этим стоит та невероятная свобода, которую ты испытываешь, сидя за инструментом», - говорит музыкант.

Один из таких сольных дисков Тайнер посвятил великим мастерам XX столетия, в том числе – Арту Тэйтуму, Баду Пауэллу, Ерлу «Фаза» Хайнсу: «Главное, чему я научился у мастеров, которых мне довелось видеть и знать – Бада, Монка, Эррола Гарнера – никогда не копировать, никогда не подражать. Главное – это быть самим собой…».

Совершенствуя свое мастерство, он, подобно своему кумиру, Колтрейну, продолжает идти своей дорогой и так же, как Колтрейн, прокладывает дорогу новым дарованиям, расцветающим под его руководством.

«Я благодарен судьбе за то, что сумел что-то сделать для развития джазового фортепьяно, да и вообще фортепьянной музыки, - говорит шестидесятипятилетний Маккой Тайнер, который, как я уже говорила, считает себя вполне молодым человеком. - Мне по-прежнему хочется искать и открывать, находить в рамках собственного стиля новые возможности и новые концепции».

Двадцать лет назад Тайнер признался, что наконец-то почувствовал, что он «подружился» с роялем. «Сейчас, - говорит он, - мы больше, чем друзья. Когда ты постоянно общаешься с кем-то или с чем-то, что тебе дорого, ты как бы срастаешься с этим кем-то или чем-то. Это больше, чем брак. Я не только понимаю его, я его «чувствую». Он становится твоим голосом».

XS
SM
MD
LG