Линки доступности

Американский музыкальный театр. Выпуск 4 - 2005-01-13


Песня «Манхэттен» (вы слышите ее в исполнении Бобби Шорта) была написана Роджерсом и Хартом для бродвейского шоу «Забавы Гаррика» в 1925 году – в довольно трудное время, когда все их попытки завоевать Бродвей оборачивались неудачей, словно над ними тяготели какие-то злые чары. С этой песни кончилась полоса невезения. И «Манхэттен», и “Bewitched” из этого же шоу стали шлягерами и положили начало их авторов.

А первая встреча их произошла в 1919 году: их общий приятель, некто Филипп Ливитт, представил Харту мечтающего о композиторской карьере студента Колумбийского университета, который был младше Харта на целых семь лет.

Много лет спустя Роджерс вспоминал: «Когда я покидал дом Харта после своего первого визита, договорившись с ним о совместной работе, я знал, что обрел в его лице соавтора, партнера, близкого друга, единомышленника. Он стал для меня к тому же непрестанным источником вдохновения».

А надо сказать, что трудно даже вообразить двух людей, столь непохожих друг на друга, как Роджерс и Харт: именно поэтому я бы назвала их союз парадоксальным.

Роджерс – дисциплинированный, трудолюбивый, обязательный, уравновешенный. И совершенно непредсказуемый, взбалмошный, эксцентричный и легко ранимый Харт. Порой не только трудно было предсказать, что Лоренц Харт выкинет в очередной раз, но и – как надолго исчезнет с горизонта и где сыщется. Но Ричард Роджерс легко мирился со странностями своего старшего друга. Он считал Харта настоящим гением песенной стихотворной композиции: рифма его всегда отличалась точностью и неожиданностью. Импонировало Роджерсу и остроумие Харта, приправленное горьковатой иронией.

Но он был еще и великодушным, мягким, нежным человеком. «Именно это позволило нам создать высокий и романтический строй мюзикла «Ребята из Сиракуз» на основе «Комедии ошибок» Шекспира, - вспоминал Роджерс, когда Харта уже не стало, - В песнях о любви Ларри не знал себе равных».

Работу над «Ребятами из Сиракуз» Роджерс и Харт начали с шутливого замечания: «Что хорошо для Шекспира, то хорошо и для нас». И оказались правы: мюзикл пользовался гигантским успехом, Идея его создания принадлежала Ларри, а поводом был сугубо личный мотив: младший брат Ларри, Тедди, очень на него похожий, был до чрезвычайности одаренным комедийным актером. При этом его постоянно путали с другим очень талантливым комиком, Джимми Саво. По мнению Ларри, не воспользоваться сходством, которое случается раз в сто лет, было бы просто грешно: они должны были сыграть близнецов Дромио.

Взяв шекспировский сюжет в качестве основы для мюзикла, Роджерс и Харт прежде всего решили порвать с благоговейно-почтительным отношением к Шекспиру, как к классику: похождения шекспировских близнецов комментируются в мюзикле цитатами из самого Шекспира. Прием литературного цитирования создавал двойной план существования, позволявший актерам устанавливать прямой контакт со зрителями, что в ту пору было несомненным новаторством.

Среди мюзиклов Роджерса и Харта, выдержавших множество сценических постановок – ривайвал, как говорят в Америке - был мюзикл «На пуантах»

Впервые он увидел свет рампы в 1936 году, причем хореографом первой постановки был Джордж Баланчин. Он был повторно поставлен в 1954 и, вслед за этим – в восемьдесят третьем, опять-таки с русским ингредиентом: за исполнение в нем «балетной роли» бывшая советская балерина Наталья Макарова была удостоена высшей театральной награды Америки, премии Тони.

В работе Роджерса с Хартом была только одна проблема – заставить его работать: за стол его порой его надо было усаживать чуть ли не силой. Но зато, услышав мелодию, которая приходилась ему по душе, он включался мгновенно. А мелодии такие, по счастью, у Роджерса рождались довольно часто. Одной из них мы завершим сегодняшний бродвейский вояж.

Это песня, популярность которой давно перешагнула границы Америки. Мало кто вспоминает или знает о том, что впервые она прозвучала в мюзикле Роджерса и Харта «Малютки», премьера которого состоялась 14 апреля 1937 года в театре «Шуберт». В 1939 году мюзикл был экранизирован с Джуди Гарланд и Мики Руни.

«Фанни Валентайн». Поет Джули Эндрюс.

XS
SM
MD
LG