«Арни-аптекарь»
Кем только не был нынешний губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер или, как его любовно называют, Арни!
Арни был культуристом-чемпионом, стал кинозвездой мирового класса, был избран губернатором самого населенного штата Америки – Калифорнии. Сейчас набирает силу движение по изменению Конституции США с тем, чтобы расчистить рожденному в Австрии Арни дорогу в Белый дом. Сегодня президентом может стать только человек, рожденный на территории Соединенных Штатов.
Но до Белого дома далеко, а калифорнийские проблемы надо решать.
Одна из них – общеамериканская. Высокая стоимость лекарств по рецепту врача. Но, поскольку на уровне страны все попытки реформировать систему медстрахования пока проваливались (вспомним, хотя бы, фиаско Хилари Клинтон в бытность ее первой леди Америки), штаты, имеющие по Конституции большую автономию, пытаются что-то делать на своем уровне.
Вот и Арни затеял некоторые реформы, которые могут коснуться жителей штата и, соответственно, Большого Лос-Анджелеса, жизнь и проблемы которого Арни хорошо знает. В бытность свою кинозвездой он не гнушался ходить в районный парк с детьми, куда водил своего тогда еще маленького сына и ваш корреспондент.
Так вот, Шварценеггер предложил план, согласно которому не слишком имущие калифорнийцы смогут покупать прописанные им врачом лекарства со скидкой, по крайней мере, на 40 процентов.
Чтобы вы поняли, что значит платить полную стоимость за лекарства, обращусь к собственному опыту. Большую часть жизни в Америке я имел медстраховки, покрывавшие почти всю стоимость лекарств. Но на короткий период я вынужден был платить сполна, и тогда некоторые рецепты обходились мне в 150 и больше долларов за месячную дозу. А есть и лекарства много дороже. Даже те, кто по бедности имеют право на бесплатную медицину, часто платят огромные суммы, поскольку бесплатная медицина не оплачивает целые группы лекарств. Что уж там говорить о людях, не имеющих никакой страховки. Они ведь тоже болеют.
Согласно плану губернатора, на скидку будут иметь право лица, чьи доходы составляют менее 300 процентов от «федерального уровня бедности». То есть, если вы одиночка и зарабатываете 28 000 долларов в год, или доход вашей семьи из 4 человек меньше 56 000 долларов, вам будет полагаться скидка. Таких людей в Калифорнии примерно 5 миллионов. За годовую плату в 15 долларов участники программы получат специальную карточку, дающую им право на скидку.
Но это пока только план. Для его проведения в жизнь потребуется согласие фармацевтических компаний на предоставление скидок участникам плана, подобных тем, которые предоставляются крупным закупщикам лекарств, таким, как, например, крупнейшая медицинская страховая компания Blue Cross.
Представители администрации штата утверждают, что, как только законодатели штата примут соответствующие законы и губернатор подпишет их, фармацевтические компании будут готовы предоставить ожидаемые скидки на лекарства.
Критики программы, в свою очередь, говорят, что Арни «продался» фармацевтическим «акулам», которые щедро финансировали его избирательную компанию. Демократы-законодатели хотят, чтобы план распространился на дополнительные 2 миллиона человек.
Как закончится эта очередная медицинская эпопея, пока сказать трудно. Нет сомнения в одном – лекарства могут и должны стоить меньше. Те же самые лекарства в Канаде стоят, минимум, на 30 процентов дешевле, чем в США, но тот же Арни-губернатор наложил вето на закон, разрешающий импорт этих лекарств в Калифорнию по канадским ценам.
Меня лично особенно волнует и даже вызывает зависть то, что в странах с развитой социальной медициной, таких как, например, Франция, месячная доза лекарства, стоящая в Лос-Анджелесе больше 100 долларов, продается даже иностранцу за 5-7 евро (французам эта стоимость возмещается из казны), что даже при нынешнем низком курсе доллара не больше нашей десятки.
Я ценю Америку за все возможности, что она дает человеку, но все 25 здесь лет не могу понять, как американцы позволяют себя так долго обманывать жадным страховым и фармацевтическим компаниям.
Что касается губернатора Арни, то спасибо ему и за то, что он хоть что-то предпринимает, чтобы помочь больным людям.