В марте 2004 года террористы совершили мощный теракт в Испании: был взорван пригородный поезд в Мадриде, погибли более двухсот человек. Многие убеждены, что именно этот теракт привел к власти в стране Социалистическую партию; затем Испания вывела из Ирака свои войска.
С другой стороны, как считают некоторые эксперты, уходящий год привел к определенному прогрессу в глобальной войне с терроризмом. Правда, террорист номер один Усама бин Ладен все еще не пойман. Предполагалось, что лидер «Аль-Кайды» скрывается в горах на границе между Афганистаном и Пакистаном. Однако, выступая недавно в программе CNN, президент Пакистана Первез Мушарраф сказал: «Мы не знаем, где он. Он может быть где угодно. Но я уверен, что он жив».
Поимка Усамы бин Ладена была бы важным событием в войне с терроризмом. Без его пленения заголовки ежедневных газет вряд ли отметят прогресс в глобальных антитеррористических усилиях, поскольку наиболее очевидный успех - это отсутствие терактов, а значит, и связанных с ними новостей.
Прошло три года после терактов 11 сентября, и в Соединенных Штатах не было отмечено сколько-нибудь серьезных инцидентов в плане безопасности. И это несмотря на президентскую предвыборную кампанию, в ходе которой съезд Республиканской партии проходил в Нью-Йорке, в нескольких кварталах от уничтоженных башен Всемирного торгового центра.
«Усиление мер безопасности и бдительности - это наиболее эффективные средства противостояния терроризму, - заявил, объявляя о своем уходе в отставку, министр внутренней безопасности Том Ридж. - Могу ли я сегодня вам сказать, сколько возможных терактов мы предотвратили? Нет, не могу. Возможны ли теракты против нас? Да, возможны».
Эксперт по терроризму Брюс Хоффман, сотрудник RAND Corporation, отмечает, что в прошлом году заметно расширилось сотрудничество между США и союзниками по борьбе с угрозами терроризма: «Главным достижением прошлого года было то, что, несмотря на множество разногласий с ближайшими союзниками, сотрудничество США с ними в сфере борьбы с терроризмом было очень тесным и во многих случаях даже лучше, чем ранее».
По мнению Хоффмана, взрыв мадридского поезда сработал против террористов: это нападение заставило европейские страны принять более серьезные меры против исламских экстремистов на своих территориях и привело к тому, что европейские государства активизировали усилия по сбору разведданных и обмену полученной информацией.
Можно ли отделить глобальную войну против терроризма от других важных усилий, таких, как битва за стабильность и демократию в Ираке? В ходе своей успешной кампании по переизбранию президент Буш утверждал, что победа в Ираке - это ключ к победе над мировым терроризмом. «В Ираке сейчас сильный премьер-министр, и на январь намечены всеобщие выборы, - сказал президент. - Мы выполняем жизненно важный и исторический долг, и это укрепит безопасность нашей страны. Свободные страны на Ближнем Востоке не будут подпитывать недовольство и экспортировать насилие. Вместо того, чтобы укрывать террористов, свободные страны на Ближнем Востоке будут вести с борьбу с ними».
Однако другие мировые лидеры и многие обозреватели рисуют более мрачную картину. Они считают, что конфликт в Ираке разжигает ненависть к США и их союзникам, готовя следующее поколение террористов, которые станут на многие годы проклятьем для международного сообщества. «Я очень пессимистически рассматриваю шансы на то, что международное сообщество сможет разрешить региональные конфликты, на которых зиждется идеология «Аль-Кайды», - говорит Магнус Рэнсторп, директор Центра по изучению терроризма при шотландском университета Святого Андрея. - Мы одержали ряд отдельных побед в борьбе против террористов, но в общем и целом, по-моему, мы проигрываем войну из-за геополитической обстановки в Ираке, а также из-за других продолжающихся региональных конфликтов. Все это приведет к пополнению рядов «Аль-Кайды».
Что же сулит нам предстоящий год? По мнению Брюса Хоффмана, международное сообщество должно выделить больше ресурсов для борьбы с терроризмом: «Мы должны концентрировать наше внимание не только на нынешнем поколении террористов, и даже не на следующем поколении, потому что мы их уже потеряли: они фактически проходят сейчас обучение. Мы должны взглянуть дальше в будущее, направить наше внимание на третье поколение, чтобы война с терроризмом, которую мы ведем сейчас, имела бы позитивные последствия и чтобы нам не пришлось продолжать эту войну еще тридцать лет».
«Потеряв базу в Афганистане, «Аль-Кайда» сегодня намного слабее, чем три года назад, особенно после уничтожения или захвата в плен большинства ее лидеров, - говорит эксперт из RAND Corporation. - Но окончательный успех в войне с терроризмом означает не просто уничтожение «Аль-Кайды» и других террористических группировок, а победу над экстремистской идеологией, которая питает терроризм».