Уходящий год ознаменовался радикальными переменами в Афганистане. Там прошли первые демократические выборы; впервые за последние десятилетия насилие в стране пошло на убыль.
Со времени советского вторжения в Афганистан в 79 году эта страна жила в обстановке непрекращающихся вооруженных конфликтов. Вначале население вело войну против советских оккупантов, затем потянулась череда междоусобных войн, которые вели соперничающие правители.
В конце 2001 года Соединенные Штаты при содействии афганских повстанцев свергли режим талибов, контролировавших большую часть Афганистана.
Сейчас, три года спустя, в многострадальном государстве Центральной Азии впервые наблюдаются признаки стабильности. Представитель нового афганского правительства Хамид Эльми считает, что его страна вступила на правильный путь: «Насколько я могу судить, 2004 год останется в памяти, как самый замечательный, самый светлый год в афганской истории. По крайнее мере, за последние три десятка лет».
Главные достижения отмечены в политической сфере. В январе традиционная ассамблея местных руководителей одобрила новую конституцию страны. Это означало, что впервые после советской интервенции на всей территории Афганистана стало действовать единое законодательство. В октябре, в спокойной обстановке прошло голосование, утвердившее Хамида Карзая на посту временного президента страны.
Политические перемены успокоили страсти, раздиравшие страну на протяжении четверти века. Конечно, остатки талибов продолжают нападения. Но в целом усилия афганских и американских военных при поддержке миротворческого контингента ООН принесли плоды. Так, талибы грозили поднять в день выборов восстание, но их было не видно и не слышно.
Как отмечает представитель американского командования в Афганистане, майор Марк Макканн, военные операции, проводившиеся в течение года, свели угрозу талибов к минимуму: «Для примера можно сравнить обстановку во время Рамадана в 2003 году и сейчас. Год назад не прекращались атаки. В нынешнем году нападений почти не было. Это отражает улучшение системы безопасности и, главное - рост боевого умения и опыта афганской национальной армии. Не вызывает сомнений, что армия достигнет поставленной цели: подготовить и снарядить к 2007 году 40 тысяч бойцов».
Тем не менее, в Афганистане остается множество проблем. Первая из них - наличие вооруженных ополчений, подчиняющихся местным правителям. Между ними не прекращаются стычки и конфликты из-за территории. Местное население жалуется на поборы и вымогательства. Хотя военные правители обещали подчиниться центральным властям и сдать оружие, это процесс, как признал президент Карзай в интервью «Голосу Америки», проходит трудно: «Прогресс в разоружении идет крайне медленно. Нам не удалось расформировать отряды, которые продолжают терроризировать население. Это очень расстраивает афганцев».
Правительство готовится в широкой кампании против производителей опиума, на деньги которых, в основном, содержатся ополчения. После свержения талибов Афганистан стал крупнейшим в мире поставщиком опиума на подпольный рынок.
Серьезную проблему представляет трудоустройство бывших ополченцев, на что указывает Викрам Парех, старший аналитик по афганским делам Международной кризисной группы в Брюсселе: «Если не удастся вовлечь этих людей в стабильную экономическую деятельность, доход от которой превзойдет плату за участие в ополчении, всегда будет оставаться риск того, что эти люди в любой момент по призыву местного вождя бросят свое такси или свою тележку и снова возьмут в руки оружие».
Ожидается, что многие бывшие военные правители выставят свои кандидатуры на первых послевоенных парламентских выборах в Афганистане, намеченных на март-апрель будущего года. По закону, чтобы стать легитимным кандидатом, они должны разоружить и распустить свои формирования.
Зарубежные наблюдатели считают, что реальным испытанием для Афганистана станет способность национальной армии, при помощи зарубежных союзников, уберечь избирателей от угроз противников новой власти.