Одним из последних шагов министра юстиции Соединенных Штатов Джона Эшкрофта перед уходом в отставку стала его апелляция в Верховный суд страны по вопросу об эвтаназии. Эшкрофт попросил судей решить, полномочно ли министерство отменить закон штата Орегон, позволяющий врачам помочь безнадежно больным пациентам свести счеты с жизнью. Орегон - единственный в стране штат, где взрослым людям в здравом уме с летальным диагнозом дозволяется уйти из жизни по предписанию врача.
Для прокурора Эли Статсмэна, борьба вокруг проблемы самоубийств с врачебной помощью длится свыше 10 лет. Недавняя апелляция министра юстиции Эшкрофта стала всего лишь ее очередным раундом после того, как избиратели Орегона впервые одобрили закон, составленный при содействии прокурора в 1994 году.
«Я хорошо осознаю, что это - политическая борьба, - говорит Статсмэн. - Если бы она происходила в области права - вопрос был бы давно решен. Однако ввиду политического характера он продолжает время от времени выплывать на поверхность».
Закон штата Орегон о достойной смерти позволяет больным, которым диагнозом отмерено менее полугода жизни, просить врача помочь им умереть. За шесть лет после вступления закона в силу, по меньшей мере, 171 пациент принял чрезмерную дозу сильнодействующих барбитуратов, выписанных лечащими врачами. Но три года назад министр юстиции Эшкрофт издал руководящую директиву о том, что лекарства, контролируемые на федеральном уровне, могут использоваться лишь для «законных медицинских целей». Доктор Грег Гамильтон, представляющий антиэвтаназийную общественную организацию «Врачи за сострадательную помощь», считает, что для медиков недопустимо помогать пациенту уйти из жизни: «Фактически это прямо противоречит медицинской практике и представляет опасность. Мы уверены, что Верховный суд на примере данного дела подтвердит, что ни один штат не может делать исключения, попирающие федеральное законодательство».
Но, по словам Кевина Нили, представителя министерства юстиции штата Орегон, регулирование медицинской деятельности является прерогативой штата, а не федерального правительства.
«Деятельность на поприще медицины на местах никогда не регулировалась людьми в Вашингтоне, - говорит он. - Почему это должно происходить сейчас лишь по причине их несогласия с правилами, одобренными орегонскими избирателями? Разумеется, мы рассматриваем это как злоупотребление федерального правительства властью».
Еще до подачи министерством юстиции Соединенных Штатов вышеупомянутой апелляции штат Орегон вчинил министерству иск - и выиграл в двух судах низшей инстанции.
В 2002 году федеральный судья постановил, что министр юстиции Эшкрофт превысил свои полномочия. В мае нынешнего года федеральный апелляционный суд высказал довольно хлесткое мнение о том, что федеральное законодательство попросту не уполномочивает министра юстиции присматривать за орегонскими врачами. Кэтрин Такер, представляющая общественную группу «Сострадание в смерти» в поддержку права на эвтаназию, не видит причин для пересмотра вопроса Верховным судом: «Суды низшей инстанции истолковали федеральный законодательный акт весьма недвусмысленно и хорошо аргументированно, не посягая на конституционные устои. В силу всех этих причин данное дело вряд ли вызовет интерес Верховного суда Соединенных Штатов».
Если Верховный суд отклонит слушание дела, вопрос, вероятно, вернется в Конгресс США. Шесть лет назад сенатор от Орегона Рон Уайден возглавил борьбу за пресечение попытки блокировать закон своего штата. Сейчас, по словам сенатора-демократа, вопрос всплывает в условиях усиления влияния республиканцев, добившихся большинства в Сенате в соотношении 55 против 45.
«Я думаю, что позиция Орегона стоила демократам нескольких голосов, - говорит сенатор Уайден. - Но, по мнению многих, в последний период этот закон было просто невозможно уберечь. Я буду биться изо всех сил, чтобы орегонцы при голосовании знали, что с их мнением, выраженным при голосовании, считаются».
Пока что противникам добровольного ухода из жизни при помощи врачей удается ограничивать такую практику штатом Орегон. Избиратели нескольких других штатов, включая Мичиган и Мэн, принятие подобных законов отвергли. Противник эвтаназии Грег Гамильтон уверен, что список таких штатов будет расти: «В 94 году, когда этот закон был принят, сторонники эвтаназии утверждали, что эта идея будет быстро подхвачена по всей стране. Однако на деле она была отвергнута. Мы оспаривали ее во всех штатах, во всех законодательных органах и во всех судах. И будем продолжать это делать».
В очередной раз Гамильтон, возможно, ринется в бой в штате Калифорния, где законодатели форсируют рассмотрение законопроекта, аналогичного орегонскому.