Линки доступности

Art-O-Matic порадовал посетителей и озадачил критиков - 2004-12-11


Где заканчивается любительство и начинается искусство? Посетители выставки Art-O-Matic, прошедшей на днях в Вашингтоне, отвечали на этот вопрос по-разному. В считанные дни старое здание Детского музея на юго-востоке Вашингтона преобразилось в «грандиозную артистическую тусовку», как выразился один из художников Марк Йоффе.

«Это мероприятие объединяет 600 с лишним художников, музыкантов, артистов, независимых кинодеятелей, поэтов, - сказал Йоффе. - В течение месяца здесь происходит анархический и вполне демократический карнавал. Каждый человек, у которого есть 60 долларов, может здесь выставиться или выступить».

Для желающих выставить здесь свои работы не нужно ни диплома школы искусств, ни известного имени. Достаточно того, что ты любишь творить.

В отличие от Нью-Йорка, где есть Сохо и Гринвич-Вилледж, представляющие собой оазисы для людей искусства, в самом Вашингтоне нет исторически сложившегося места, где художники могли бы встретиться и потолковать о своем творчестве. Загоревшись идеей создать подходящее место для общения творческих людей, некоммерческая организация Cultural Development Corporation организовала в 1999 году первую выставку Art-O-Matic. С тех пор выставка проводится каждые два года в зданиях, подлежащих сносу или ремонту.

Art-O-Matic дает художникам абсолютную свободу: они сами отбирают произведения для выставки, сами решают, как их лучше представить. В результате каждый художник создает уникальную атмосферу для своих работ. Работы не просто висят на стенах: художники создают целый мир, в котором их произведения - картины или скульптуры - могут жить. Темы экспозиций? От резких, политических до поэтических и сказочных.

Зайдем в один из залов. Откинув плотную черную занавесь, оказываешься в ночном осеннем лесу: под ногами тихо шуршат сухие листья, электрический, будто лунный свет, просвечивающий сквозь «облака» прозрачной черной сетки, падает на застывшие в безмолвном танце деревянные фигуры обнаженных женщин. И не знаешь, вспугнул ли звук твоих шагов стайку дриад или, может, коварная тропинка вывела заблудшего путешественника на шабаш ведьм.

А вот другой зал. Здесь на бельевой веревке представлена эволюция нижнего белья, выполненного из железной проволоки: от кружевных панталон XVIII столетия до хрупкого современного сооружения, напоминающего нитки.

В целом публика очень хорошо принимает выставки. Но есть и недовольные. Среди них - журналист газеты «Вашингтон пост» по имени Блейк Гопник, который в своей статье обругал Art-O-Matic и всех, кто приходит на эту выставку.

«Господин Гопник считает, что другого искусства, кроме того, что висит в Национальной Галерее или в музее Коркоран, быть не может. Он совершенно не понимает подоплеки всего этого мероприятия. Art-O-Matic - это большая песочница для взрослых, для того, чтобы и себя, и других развлекать», -говорит Марк Йоффе.

Для американцев, которые не знакомы с понятием «гопник», Марк расшифровал ее значение на стене: «Гопник» - низкий, неприятный, человек, подлец». Может быть, перевод слова и неточный, но он отражает чувства оскорбленных артоматчиков. «Блейку Гопнику пора спуститься на землю. Пусть придет и хорошенько посмотрит. Искусство - для всех. А Art-O-Matic дает шанс каждому создавать свое. На этой выставке очень много прекрасного», - говорит художник Джон Гернзи.

Любовь Алексеевна Тхакер приходит на выставку уже второй раз. «Если вы придете на блошиный рынок и будете долго ходить, то среди кучи барахла неожиданно встретите очень интересные, дорогие вещи, - говорит она. - Так и здесь. Есть неожиданно интересные фотографии, а есть и такие работы, что мне кажется - мои малолетние внуки рисуют лучше!»

Анна Карпова приехала посмотреть на выставку с четырьмя детьми из города Вирджиния-Бич. «Мы пришли всей семьей смотреть выставку. Тут можно найти интересное и для детей, и для взрослых, - говорит она. - Есть интересные скульптуры. Настоящее искусство это или нет - это каждый должен решить для себя».

XS
SM
MD
LG