Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 108 - 2004-12-05


Записи, звучащие в программе:

“One By One”. Уэйн Шортер
Кенни Гарретт - альт-саксофон; Жан Туссент - тенор-саксофон; Тим Уильямс - тромбон; Доналд Браун - фортепьяно; Питер Вашингтон - бас; Арт Блэйки - ударные
“The preacher”. Хорас Силвер
Кенни Дорам - труба; Хэнк Мобли - тенор-саксофон; Хорас Силвер - рояль; Даг Уоткинс - бас-гитара; Арт Блэйки - ударные
«Блю ноут рекордс», 1955 г.
“I Coud Have Danced All Night”. Лернер, Лоув
Сэм Доки - рояль; Билл Хардман - труба; Джонни Гриффин - тенор-саксофон; Спанки ДэБрест - бас; Арт Блейки - ударные
“Jody”. Уолтер Дэвис
Арт Блэйки - ударные; Терренс Бланчард - труба; Доналд Харрисон - альт-саксофон; Жан Труссо - тенор-саксофон; Малгру Миллер - рояль; Лонни Плаксико - бас
Запись выступления “Jazz Messengers” в Сан-Франциско, в клубе “Keystone Corner” в январе 82 года

«Так точно, сэр, я всегда буду с молодыми. Когда музыканты, с которыми я играю, состарятся, я заведу тех, кто помоложе. Это лучший способ не дать «прокиснуть» мозгам».

Когда полстолетия назад, отвечая на вопрос интервьюера после только что закончившегося «гига» в знаменитом нью-йоркском клубе «Бердлэнд», ударник Арт Блэйки произнес эти слова, ему было тридцать четыре года. Этой программе он оставался верен на протяжении всей своей жизни.

Что до знаменитой «сешшен», после которой Блэйки сделал это заявление, то она стала началом того, что теперь называют «Практическим университетом хард-бопа». «Выпускниками» этого университета стали музыканты, имена которых сейчас входят в список «Кто есть кто» в современном джазе. «Подельником» в создании этого «университета», равно как и ансамбля «Посланников джаза» был Хорас Силвер, который сейчас полушутя полусерьезно называет себя «дедушкой» хард-бопа. Вспомним историю возникновения ансамбля “Jazz Messengers”.

Во время своей первой записи на «Блу ноут» в 52 году Силвер должен был играть с квартетом Лу Доналдсона. Когда Доналдсон, буквально за неделю до намеченного гига отменил запись, Алфред Лайон, руководитель фирмы, усмотрел в этом перст судьбы и предложил Хорасу Силверу использовать студию для записи его собственной пластинки в составе трио. Запись немало способствовала росту известности Силвера и положила начало прочному и плодотворному союзу с “Blue Note”.

Все тому же Лайону принадлежала и идея расширить состав, с которым играл Силвер, и ввести в него тенор-саксофон и трубу. Кандидатуры музыкантов долго и привередливо обсуждались. Когда Силвер, наконец, определил состав будущего квинтета, Алфред Лайон, понимая стремление Силвера к совершенству, с одной стороны, с другой - пытался убедить его в том, что свести музыкантов того калибра, который Силвер предложил для записи, будет практически невозможно: у каждого - свой график выступлений, порой в разных концах страны, а то и света, и при этом весьма плотный. Но он недаром угадал в Силвере лидерские способности: запись состоялась и прошла столь успешно, что музыканты, ее участники, почувствовали, что одной записью их отношения не ограничатся.

Позднее Арт Блейки, один из участников записи, сказал: «Мы хотели стать посланниками нового джаза, джаза-модерн, очистив его от избитых аксиом и клише, которыми наводнили джаз представители второго поколения бибопа. Нам хотелось согреть джаз мелодиями госпел и внести в него горячее дыхание блюзов. Так родился знаменитый ансамбль “Jazz Messengers”

Точности ради следует упомянуть, что впервые название «Jazz Messengers” было использовано Артом Блейки в сороковых годах, когда он руководил большим оркестровым составом (семнадцать музыкантов) и в это же время выступал с септетом под этим же названием в знаменитом нью-йоркском клубе «Блу ноут». Но закрепилось название именно за квинтетом, который просуществовал в одном составе почти четыре года, завоевав репутацию одной из самых интересных групп пятидесятых годов.

Когда в сентябре 56 года Хорас Силвер покинул «Мессенджеров», роль лидера перешла целиком к Арту Блэйки. И именно с ним связана творческая судьба множества музыкантов, проходивших свои «университеты» у Блэйки. Когда у него спросили однажды, как ему удается находить среди молодежи блестящих музыкантов, он отвечал: «Не я нахожу их - они находят меня».

А вот слова о Блейки одного из тех, кто «нашел» его: «Если бы я не работал с Блейки, я никогда не стал бы в джазе тем, чем я стал», - говорит Уинтон Марсалис, который и сам сейчас выполняет роль покровителя и воспитателя молодых дарований.

«Музыкантов, с которыми он работал, он умел «раскочегарить» так, что они полностью раскрывали свой потенциал», - это уже говорит о Блейки Хорас Силвер.

XS
SM
MD
LG