Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-12-03


Крылья искусства

Ну, наконец-то! Календарный, а вместе с ним и кинематографический год 2004-й почти заканчивался, а Голливуд все еще не выдал ни одного масштабного, зажигательного фильма, который бы стал лидером гонки за кинематографические награды, венцом которых является «Оскар».

Осмелюсь предсказать, что новый фильм выдающегося американского режиссера Мартина Скорсезе «Авиатор» (The Aviator) соберет обильный урожай номинаций, а сам Скорсезе, возможно, наконец, получит давно им заслуженный «Оскар» за лучшую режиссуру. У фильма есть эпический размах, который так любит Академия киноискусства, вручающая «Оскары».

В центре повествования - одна из легенд американского XX-го столетия Говард Хьюз, изобретатель, промышленник, кинопродюсер, возлюбленный многих кинозвезд, в том числе и четырежды лауреатки «Оскара» Кэтрин Хепберн. Но сам Говард Хьюз видел себя прежде всего как авиатора. Больше всего на свете он любил полет и скорость, а больше всего на свете боялся микробов.

Автор сценария Джон Логан, до «Авиатора» написавший сценарий оскароносного «Гладиатора», явно умеет создавать образы людей, как говорят здесь, в Америке, «больших, чем сама жизнь» (larger then life). И вымышленный гладиатор Максимус, и реальный Говард Хьюз под пером Логана и режиссерским глазом Скорсезе на экране вырастают в гигантов.

Но в отличие от почти идеального Максимуса Говард Хьюз предстает перед нами как клубок противоречий: он и мегаломаньяк, ведущий безжалостные корпоративные и политические битвы, он и влюбленный молодой человек, он и чужак, пришелец из Техаса, пробивающийся через уютно обустроенные иммигрантами из Российской империи вроде Голдвина, Майера и братьев Уорнеров голливудские дебри. И все это Хьюз делает, будучи еще очень молодым человеком. Действие фильма происходит с конца 20-х годов до конца 40-х. Хьюзу предстоит прожить еще много лет, до конца 70-х. Об этом периоде его жизни еще будут сняты фильмы.

Но в «Авиаторе» Хьюза играет моложавый не по своим 30 годам Леонардо ДиКаприо, который с первых же кадров задает картине энергию, необходимую для показа человека, живущего в бешеном темпе.

Режиссер Скорсезе удивительным образом, благодаря своему таланту волшебника кинематографа, сумел совместить голливудский размах и даже шик, отражающие «золотой век» Голливуда, который Хьюз быстро покорил, с внимательным анализом затяжной агонии героя, вызванной его патологической боязнью микробов. Сейчас у этой болезни есть имя - obsessive-compulsive disorder, и ее как-то контролируют (тому пример сам актер ДиКаприо, страдавший ею), но в те далекие времена такое поведение считали эксцентричным. А поскольку Хьюз был еще и богат, то ему все прощалось.

Актер ДиКаприо блестяще справляется со сложной задачей показа человека, который не просто жил на Земле, но был всемирно известен и популярен. Особенно хорошо актеру удается показ того, как Хьюз воспринимал свой статус звезды (здесь Лео и сам эксперт!). Но настоящую актерскую зрелость ДиКаприо проявляет в ключевой сцене выступления Хьюза на слушаниях в Конгрессе. Это реальный эпизод, когда Хьюз выставил на всеобщее посмешище сенатора Брюстера (Алан Алда), пытавшегося обвинить Хьюза в разбазаривании государственных средств при постройке военных самолетов.

Таким же тонким актерским инструментом обладает блестящая австралийская актриса Кэйт Бланшетт, играющая роль Кэтрин Хепберн. Вместе с умным «дирижером» Скорсезе они решили не механически копировать великую актрису, а создать некую «идею Хепберн» на основе ее фильмов раннего, даже не вполне удачного периода.

Но как бы прекрасно ни был очерчен второй план, на первом - Говард Хьюз-ДиКаприо и его страсть к полетам. Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки - даже если это Кэтрин Хепберн или Ава Гарднер - потом!

Самолеты показаны Скорсезе в фильме почти как сексуальные объекты. Камера лауреата «Оскара» Роберта Ричардсона буквально ласкает глянцевый фюзеляж скоростной машины и почти рубенсовские телеса гигантского, самого большого в истории самолета-амфибии, построенного Хьюзом и поднятого им в воздух, пусть всего на 37 секунд.

Этот триумфальный взлет в финале картины полностью оправдан всем предыдущим материалом и особенно убедителен потому, что ее создатели, в первую очередь режиссер Скорсезе и актер ДиКаприо, дали фильму крылья.

Крылья искусства.

XS
SM
MD
LG