Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-11-19


«Александр» (Не)Великий

С прискорбием сообщаю, что ушел от нас Оливер Стоун. Боже упаси! Известный режиссер, лауреат нескольких «Оскаров» («Взвод») жив, здоров и даже принял французское гражданство (по матери-француженке), чтобы получить налоговые поблажки от Франции при постановке своего нового фильма «Александр» (Alexander). Я говорю о «смерти» Стоуна, по меньшей мере «клинической», как cамобытного режиссера-автора. Потому, что давно и долго ожидаемый его новый фильм «Александр» - не просто неудачный, но даже провальный.

Картина названа лаконично, одним словом, как «Гладиатор» режиссера Ридли Скотта. Но на этом, а также на некоторых доспехах, похожих на римские, сходство заканчивается. Вымышленный «Гладиатор» легко побеждает реально существовавшего «Александра» Македонского, известного также как Александр Великий.

Александра играет ирландский актер Колин Фаррелл («Особое мнение»). Его относительная молодость - не проблема. Александр Македонский умер в возрасте 33 лет, завоевав практически весь известный мир. Другое дело, что Фарреллу для этой роли явно не хватает внутренней глубины и значительности - той, например, что была уже в молодости у его соотечественника Питера О'Тула, блистательно сыгравшего другого знаменитого воина - Лоуренса Аравийского.

Если фильм претендует на эпичность, то исполнитель центральной роли должен обладать каким-то особым, масштабным обаянием, пусть даже несколько негативным, как в случае Гладиатора-Рассела Кроу. Магия личности Кроу позволила режиссеру Скотту начать «Гладиатор» с крупных планов Максимуса-Кроу, сразу заявив, кто в центре повествования. И все дальнейшее мы воспринимаем через личность главного героя.

В «Александре» же само начало фильма говорит об отсутствии ключа к одной из величайших историй человечества. Картина начинается практически с лекции, которую нам как бы читает греко-македонец Птолемей (Энтони Хопкинс), престарелый правитель покоренного Египта, в своей роскошной резиденции в Александрии - городе, названном в честь Александра Великого. Скучным профессорским тоном Птолемей, участвовавший в походах Александра, вещает, что было, что прошло.

Но зачем? Мы ведь это и сами увидим. Честно говоря, я с большим подозрением отношусь к закадровому голосу. Кино - искусство визуальное, и если история рассказывается правильно, то ничего не надо объяснять, зритель и так все поймет. А тут, хуже того, рассказчик неоднократно появляется в кадре, отвлекая внимание от хода повествования.

Ход этот очень неровный, несобранный. Автор (Стоун сам написал сценарий) никак не может наполнить сцены внутренней жизнью. Той, что заставляет фильм «дышать».

В картине заявлено много тем: бисексуальность Александра, демократичность его политических взглядов, принесших ему уважение и даже любовь покоренных народов, сложные, возможно, даже инцестуальные отношения с матерью Олимпией (Анжелина Жоли). Но ни один из заявленных мотивов не звучит в полную силу. Гомосексуальные наклонности героя показаны робко, скорее с позиции американского пуританства, чем греческой терпимости к этой ориентации. Политика Александра показана пунктирно, инцест - намеком. Между тем практически одинаковый возраст Жоли и Фаррелла давал возможности для интересного угла зрения на то, что сделало Александра именно таким, каким он был.

Возвращаясь к «Гладиатору» (а сравнения неизбежны!), напомню, что в той картине инцест разыгран по-чеховски тонко и по-шекспировски сильно.

Талантливую Жоли режиссер также заставил говорить с чудовищным псевдобалканским акцентом, хотя исторически она была гречанка и должна бы изъясняться как все остальные персонажи фильма, говорящие на разных версиях английского языка.

Может быть, это и мелочь, но для того, чтобы получилась сотня, нужно собрать сто единичек. Но автор рассыпал их и никак не может собрать.

Да, сцены битв поставлены не без выдумки, особенно интересно сражение в Индии, где на македонцев выпустили боевых слонов (предтеч современных танков!). Но опять же первая битва показана почти через час после начала фильма, а потом опять долго и мучительно нас заставляют погружаться в не очень интересные будни Александра.

Но вся эта натужная интроспекция и ретроспекция оставили меня равнодушным. Те, кто видели фильм до меня, не советовали его смотреть. Жалею, что не послушался совета.

XS
SM
MD
LG