Линки доступности

Причины подскока мужской смертности в России неясны - 2004-11-17


Два авторитетных специалиста по российской экономике - профессор Уильямс-колледжа Элизабет Брейнерд и профессор Гарварда Дэвид Катлер - только что опубликовали в бюллетене Национального бюро экономических исследований работу под заголовком «Аутопсия империи: причины смертности в бывшем Советском Союзе». [Elizabeth Brainerd, David M. Cutler Autopsy of an Empire: Understanding Mortality in the Former Soviet Union, National Bureau of Economic Research, 2004].

Американские ученые начинают со статистики, не перестающей удивлять западную публику: за пять лет, с 1989 по 1994 годы, средняя продолжительность жизни российских мужчин сократилась более чем на шесть лет. В демографии, где процессы обычно протекают медленно и носят затяжной характер, столь резкое падение, по словам авторов, «почти беспрецедентно по стремительности и масштабу». Более того: смертность возросла в категории мужчин среднего возраста, а не среди пожилых и младенцев, как это наблюдается чаще. Кстати, российские женщины в указанный период тоже умирали на три года раньше, чем в советское время.

За 10 лет после 1994 года продолжительность жизни в России слегка увеличилась, но не намного: среднестатистический ребенок мужского пола, явившийся на свет в 2002 году, имеет шанс прожить 58,5 лет, в то время как родившимся в 1994 году мужчинам суждено пробыть на этом свете не более 57,6 лет. Для сравнения: в 80-х годах продолжительность жизни мужчин в СССР исчислялась 64 годами. Сегодня по этому показателю Россия занимает 122-е место в мире, соседствуя с Гайаной и Северной Кореей.

«Что же произошло в России?» – задают вопрос Брейнерд и Катлер. Американские исследователи проанализировали данные многих источников. И, как в хорошем детективе, трех главных «подозреваемых» они признали невиновными.

Авторы начали с системы медобслуживания, но не обнаружили, как они пишут, «доказательств того, что ухудшения в этой сфере сыграли значительную роль в демографическом обвале». Например, смертность женщин при родах, обычно являющаяся индикатором уровня охраны здоровья в стране, не возросла в период, когда российские мужчины умирали в массовом порядке.

Далее Брейнерд и Катлер взялись за «гибельную триаду» - питание, ожирение, курение. И вновь данные показали, что пропорция тучных и недокормленных россиян в 90-е годы особенно не изменилась. И, хотя в стране продолжают нещадно дымить, подушное потребление сигарет не возросло по сравнению с 80-ми годами.

Падение коммунизма сопровождалось массовой безработицей. Может, в ней дело? Как оказалось, нет: данные потерь семейного дохода не выявили корреляции с резким подскоком смертности.

Американские ученые обратились тогда к двум причинам, наиболее часто поминаемым в российских источниках, - алкоголю и стрессу. Действительно, потребление спиртного в стране после крушения СССР возросло на 25%. Но, вопреки стереотипным представлениям, указывают Брейнерд и Катлер, средний россиянин пьет в пересчете на чистый спирт меньше среднего европейца. Тем не менее, согласно эпидемиологическим выкладкам, 25%-й подскок в потреблении водки должен привести к 10%-му увеличению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

Алкогольные отравления, а также факторы, прямо или косвенно связанные с пьянством, - производственный травматизма, самоубийства и так далее, - согласно подсчетам авторов работы, ответственны еще за 7%-ю прибавку смертности мужчин. В целом, американские профессора относят на счет водки 25% сокращения сроков жизни мужского населения России.

Исследуя влияние стресса, Брейнерд и Катлер проанализировали данные мониторинга мужчин среднего возраста. Один из вопросов, задававшихся респондентам, был сформулирован следующим образом: «Как, по-вашему, будет жить ваша семья в будущем году - лучше или хуже?» Оказалось, что у мужчин, «связывающих с будущим позитивные надежды, вероятность ранней смерти была на 30% меньше, чем у лиц, не видящих просвета в будущем». Фактором отчаяния экономисты объясняют еще 25% подъема кривой смертности в период с 1989 по 1994 годы.

Итак, перебрав «подозреваемых», то есть наиболее очевидные причины демографического обвала в России, американские экономисты обнаружили виновников 50% снижения продолжительности жизни мужчин. Но кто или что несет ответственность за вторую половину? Элизабет Брейнерд и Дэвид Катлер не смогли найти ответ на этот вопрос, обещав продолжить исследование. Подождем выводов и мы.

XS
SM
MD
LG