Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 106 - 2004-11-16


Записи, звучащие в программе:

“Mumbles”. Кларк Терри
“Yes, We Have No Bananas”. Ирвинг Кон, Фрэнк Силвер
“Potato Chips”. Бандора
“What a Wonderful World”. Джордж Дэвис Вейс, Боб Тиле

Даже если вы в совершенстве владеете английским и обладаете абсолютным слухом, слова песенки, которая открывает нашу сегодняшнюю встречу, вам при всем желании не разобрать по очень простой причине: их в ней просто-напросто нет, и ее название - “Mumbles” (или «Бормотание») красноречиво об этом свидетельствует. Так что - relax, как советуют американцы в подобных, связанных с напрягом ситуациях, расслабьтесь и послушайте, как «бормочет» знаменитый трубач Кларк Терри, которому охотно подыгрывает не менее знаменитый и мой любимый пианист Оскар Питерсон

Эта песенка вошла в только выпущенный фирмой «Верв» диск «Джаз для ребятишек» с подзаголовком: «Пой, прихлопывай, пританцовывай и притопывай».

«Диск этот, - пишет один их рецензентов, - приведет в хорошее настроение кого угодно! Впустите в свой дом этих, всемирно известных музыкантов и вокалистов, и вы убедитесь в том, что на свете существует музыка, которая может доставлять одинаковую радость и детям, и их родителям».

Уроженец Сент-Луиса Кларк Терри, который свою первую «трубу», кстати, смастерил из садового шланга, работал в сороковые и пятидесятые годы с оркестрами Каунта Бейси и Дюка Эллингтона. Его манера оказала влияние на многих трубачей, включая Майлса Дэвиса. Отмечу и тот факт, что, благодаря ему, флюгельгорн стал «законным» инструментом в джазовых составах.

Еще один трубач, нью-орлеанец Луис Прима, работавший в тридцатые годы в манере своего земляка Луиса Армстронга, в сороковые и пятидесятые годы начал исполнять музыку, которая очень и очень напоминала то, что сейчас мы называем рок-н-роллом. И он был единственным белым исполнителем, чьи песни постоянно попадали в списки популярности (чарты, как говорим мы сейчас) R & B (Ритм и блюз).

Более того, многие его песни вошли в репертуар черных исполнителей: Роя Милтона, Джимми Престона и Джола Морриса. Помимо того, что его без тени колебания можно назвать «новатором» жанра «ритм и блюз», он был супер-звездой в итальянской среде и образцом для подражания для многих итальянских исполнителей. И, сказав все это, я предлагаю вашему вниманию его запись 1949 года, вошедшую в недавно выпущенной фирмой «Верв» диск »Джаз для детей»

О да, у нас нету бананов.
Зато в изобилье стручки,
лимоны, морковь, помидоры,
хот-доги, салами и лук.
О, да, у нас нету бананов… История зеленщика, который никогда не отвечает «нет» и на вопрос «есть ли у вас?..» он всегда отвечает: «да»… О да, у нас нету бананов,
но есть сельдерей и салями,
и перцы, и лук, и пастрами…

И так далее. Кстати, подобную тактику вполне можно взять на вооружение, ибо порой «да» воспринимается куда лучше, даже когда, по сути, оно означает «нет».

Песенка “Potato Chips” была создана в то время, когда в обиход не вошло еще словечко “junk food’, то есть - «мусорная еда», против которой ведут сейчас активную кампанию сторонники здорового образа жизни, и, соответственно, полезной, здоровой пищи.

Не хочу никакого я ланча,
подавай мне хрустящие чипсы -
их, по счастью, повсюду отыщешь.
Ничего не хочу я взамен…

Слим Гэйлард, в чьем исполнении звучит эта песенка, начинал свою музыкальную карьеру в тридцатые годы в Детройте. В водевильных представлениях он исполнял чечетку, аккомпанируя сам себе на гитаре. Вслед за этим он начал выступать с басистом Слэмом Стюартом, их дуэт назывался «Слим энд Слэм». Гэйлард исполнял песенки собственного сочинения, причем их текст состоял из его собственной версии джазового жаргона. Собственно, он был одним из пионеров «джайва». В середине сороковых Гэйлард играл и делал записи с ярчайшими представителями бибопа Диззи Гиллеспи и Чарли Паркером.

Один их самых эксцентричных исполнителей своего времени, Гэйлард, ставший настоящей культовой фигурой, был успешным композитором, автором многих хитов, в том числе и популярных детских песенок. Одна из них, “Down by the Station”, вошла в каталог классики детских стишков-прибауток

Среди инструментов, которыми Слим Гэйлард владел в совершенстве, были, помимо гитары, рояль, вибрафон и тенор-саксофон. В конце своей жизни Гэйлард поселился в Англии, где стал заметной фигурой в джазовых кругах. В 1989 году на “BBC” был сделан четырехсерийный фильм, посвященный его жизни и карьере.

А вот исполнитель, чья песня завершает «Джазовый диск для детей», ни в каких особых представлениях не нуждается. И песня «Что за дивный мир», которую поет «Сачмо» Луис Армстронг, известна во всем мире.

XS
SM
MD
LG