Линки доступности

Ларри Колб: «Разведка немыслима без агентуры»


Интервью с бывшими сотрудниками ЦРУ о реформе разведывательных структур США

Трагедии 11 сентября многие считают крупнейшим провалом американской разведки. Предложения о реформе разведорганов были выдвинуты Конгрессом, Белым Домом, заинтересованными ведомствами и другими структурами. Примечательно, что все проекты, несмотря на расхождения, сходятся в необходимости создания агентурной сети в среде организаций и группировок, замышляющих теракты против США.

Ларри Колба можно смело назвать прирожденным шпионом: его отец, кадровый разведчик, руководил операциями в Азии, Европе и на Ближнем Востоке, переезжая с семьей с места на место. Правда, Ларри вошел в «семейный бизнес» не с младых ногтей. В юности он увлекся спортом и стал менеджером нескольких выдающихся спортсменов, включая легендарного боксера Мухамеда Али. Однако желание двинуться по стопам отца взяло верх, и Ларри исчез из поля зрения. Время от времени он выныривал - в Центральной Азии, Латинской Америке, других регионах. То, что он мог рассказать о своей работе, Ларри Колб поведал в книге воспоминаний, вышедшей два года назад, после ухода из ЦРУ.

По большей части Ларри имел дело с агентами, работавшими на американскую разведку. «Находить таких людей очень трудно, потому что наказание за шпионаж во всем мире и во все времена одно - смерть. Об этом приходится помнить постоянно. Ты должен знать, что вербуя человека, завязывая с ним дружеские отношения, ты должен быть готов, если потребуется, предать его… Печально, но факт».

Касаясь предлагаемой реформы разведки, Ларри Колб отмечает: «ЦРУ создавалось для противостояния Советскому Союзу и мировому коммунизму. Структура управления отражала реальности 40-х - 50-х годов и в период «холодной войны» работала вполне успешно. Сейчас другие времена. Америка оказалась неподготовленной к новым вызовам, в особенности – к столкновению с мусульманским экстремизмом. У нас мало агентуры в среде боевиков, мало специалистов, знающих местные условия».

Между тем для успеха операций на целевом направлении нужны люди, не только хорошо владеющие иностранными языками, но глубоко понимающие чужую культуру, отмечает Ларри Колб: «Мне думается, до тех пор, пока мы будем думать, что мусульманские экстремисты ненавидят нас из-за того, что мы живем в условиях свободы и демократии, мы будем блуждать во тьме. Наши враги считают свои ценности выше наших, и мы обязаны учесть эту точку зрения, должны с гораздо большим пониманием отнестись к психологии мусульманского мира. Идея о том, что мы вооруженной рукой насадим демократию в эмиратах Персидского залива, заведомо провальная».

Но насколько реальна перспектива проникновения во вражескую среду? Бывший сотрудник ЦРУ, ныне директор Вашингтонского музея шпионажа Питер Эрнест считает задачу предельно трудной. «Террористы объединены в крохотные ячейки, подчас состоящие из членов одной семьи или одного клана, - говорит он. - Как вы внедрите постороннего в группу из двух родных и трех двоюродных братьев? Во времена «холодной войны» мы знали, кто есть кто. Офицеры их разведки работали за границей, и мы знали подходы к ним. Сейчас все по-другому».

Дополнительной трудностью, по словам Эрнеста, стали финансовые ограничения: «Я знаю из достоверных источников, что масштаб средств, ассигнуемых на разведывательную деятельность, последние годы неуклонно сокращался. После развала СССР было решено, что сейчас, когда нам никто не угрожает, незачем тратить большие деньги на разведку, готовить новые кадры и вербовать человеческие источники. Если помните, бывший директор ЦРУ Джордж Тенет, давая показания в «комиссии 11 сентября», сказал, что нам понадобится как минимум пять лет, чтобы выйти на требуемый уровень разведдеятельности».

Президент Буш после переизбрания призвал Конгресс как можно скорее утвердить законопроект о реформе разведки. Палата представителей и Сенат приняли свои варианты законопроекта, но до сих пор не сумели разрешить разногласий. Главное из них связано с полномочиями создаваемой должности национального директора разведки. В конце ноября Конгресс возобновит работу.

XS
SM
MD
LG