Первая личная встреча Джорджа Буша и Владимиром Путина произошла в июне 2001 года во время переговоров в Словении. После беседы со своим российским коллегой Буш сказал: «Я посмотрел в его глаза и нашел, что это человек прямой и заслуживающий доверия… Я смог заглянуть в его душу». Со своей стороны, лидер России сказал, что он «рассматривает США как партнера».
По мнению западных экспертов, взаимопонимание, установившееся во время первой встречи Буша и Путина, с годами укрепилось и стало ключевым фактором в американо-российских отношениях. Президент Буш говорил об этом во время первых дебатов с кандидатом в президенты от Демократической партии сенатором Джоном Керри.
«У меня сложились хорошие отношения с Владимиром, - сказал тогда Буш. - И это важно, поскольку такие отношения позволяют мне более открыто комментировать и обсуждать кое-какие из принимаемых им решений».
Эксперты по России указывают также, что российский президент платит взаимностью своему американскому коллеге. «Путин выразил решительную поддержку президенту Бушу и говорил о духовной близости между ними, - сказал профессор Гарвардского университета Маршалл Голдман, который недавно принимал участие во встрече Путина с западными журналистами и специалистами по России. - Хотя он дал понять, что не хочет вмешиваться в американские выборы, ему явно нравится Буш. Со своей стороны, Джордж Буш симпатизирует Путину и поэтому воздерживается от слишком резкой критики в адрес своего коллеги».
Многие эксперты сравнивают добрые отношения между двумя президентами с обоюдоострым мечом. Они считают, что эти отношения не позволяют Бушу занять более жесткую позицию в отношении Путина, когда этого требуют обстоятельства. За четыре года после своего избрания Путин добился централизации президентской власти, ослабил влияние независимых партий и подчинил контролю Кремля национальные СМИ. Эксперты отмечают также продолжающуюся войну в Чечне, которая крайне тяжело сказывается на жизни населения Северного Кавказа.
«Администрация президента Буша явно избегает разговоров о внутренних делах России, а если и обращается к ним, то это чаще всего позитивные комментарии, - замечает известный специалист по России Питер Реддауэй из университета Джорджа Вашингтона. - Буш несколько раз упоминал о своих дружеских отношениях с Путиным, а также о том, что он считает Россию демократическим государством, которое успешно продвигается по пути создания рыночной экономики и демократических институтов».
Между тем в недавнем интервью, процитированном в газете «Нью-Йорк таймс», государственный секретарь Колин Пауэлл сказал: «Мы не выбираем выражений, когда считаем нужным указать русским на необходимость изменить и улучшить свое поведение». Пауэлл, однако, не развил эту мысль, а сотрудники госдепартамента и Совета по национальной безопасности отказались обрисовать нынешний статус американо-российских отношений.
В ходе первых дебатов с сенатором Керри президент Буш выразил свое несогласие с недавними политическими инициативами Владимира Путина, которые, как считают эксперты, приведут к дальнейшему ослаблению парламента и власти глав регионов. «Демократия нуждается в сдержках и противовесах, - заявил президент. - Консолидируя власть в руках центрального правительства, Путин дает понять западному миру и Соединенным Штатам, что он не верит в необходимость сдержек и противовесов, и я высказал ему свое мнение по этому вопросу».
По словам представителей американской администрации, Москва и Вашингтон сотрудничают по ключевым вопросам. Россия, говорят они, играет активную роль в борьбе с международным терроризмом. Расширяются масштабы ее партнерства с НАТО. Кроме того, Москва пытается найти мирное решение кризиса на Ближнем Востоке и стремится заставить Иран отказаться от своих ядерных амбиций.
Однако сотрудник Гуверовского института Майкл Макфол, специалист по России, не согласен с этим утверждением: «Не думаю, что Владимир Путин так уж много сделал, чтобы помешать распространению оружия массового поражения в мире, особенно в Иране. Мне не кажется, что он изо всех сил старался не допустить, чтобы иранский режим приобрел ядерную технологию».
Эксперты считают, что администрация Буша должна занять более активную позицию в своих отношениях с Россией, считают эксперты. «Одна из проблем нынешней администрации, - говорит Питер Реддауэй, - заключается в том, что ее внимание настолько плотно сконцентрировано на Ираке, Афганистане и международных террористических группировках, что она не в состоянии вести конструктивную политику в других регионах мира, которые остро нуждаются во внимании США, в частности, в Чечне и России».
Иной точки зрения придерживаются американские должностные лица. Помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Элизабет Джонс заявила недавно: «Мы достигли значительного прогресса с Россией по широкому кругу вопросов, которые представляют взаимный интерес».