Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-10-22


Душным южным днем

Честно говоря, я соскучился по фильмам, в которых чувствуется рука режиссера. Большинство голливудских фильмов при всех их коммерческих и (иногда) иных достоинствах мало стилистически отличаются друг от друга, и роль режиссера чаще всего сводится к более или менее профессиональному разведению мизансцены согласно сценарию. Так что поменяй фамилии режиссеров в титрах одной картины на титры другой - никто и не заметит.

Тем более радостно было в дебюте режиссера Шейни Гейбл (она же сценаристка) «Песнь любви для Бобби Лонга» (A Love Song for Bobby Long) увидеть с первых же кадров приход в американский кинематограф талантливого художника.

Режиссер вместе с оператором Эллиотом Дэвисом уже в открывающей фильм сцене создают почти физическое ощущение душного южного дня в Новом Орлеане, где разворачивается действие. Так же немедленно они, вместе с актером Джоном Траволтой, исполняющим заглавную роль, заявляют характер основного персонажа картины - спившегося, тяжело больного бывшего профессора литературы Бобби Лонга, опустившегося на дно жизни.

Бобби - далеко не старый человек, не достигший еще и пятидесяти (мы узнаем это позже, из надписи на его надгробном камне), живет вместе со своим бывшим студентом Лоусоном Пайнсом (Гэбриэл Махт) в пришедшем в упадок доме недавно умершей приятельницы. Внешне Траволта почти неузнаваем: у его героя седые волосы, прихрамывающая походка, заношенный полотняный костюм. Костюм, кстати, немедленно дает наводку на внешний облик писателей-южан Теннесси Уильямса или Уильяма Фолкнера, тоже грешивших алкоголем.

Необычность этого фильма в том, что он сочетает в себе реалистическую низменность показа жизни южного дна с духовной возвышенностью, которая возможна только в высокой литературе и искусстве. Бобби Лонг - не просто начетчик, живущий в мире цитат великих мастеров словесности, но и человек, цепляющийся за культуру, как последнее прибежище. Поэтому он так заинтересованно, хотя и несколько ревниво, следит за попытками Лоусона написать «великий американский роман». В некотором смысле с помощью автора мы и пишем этот роман - вместе с ней и исполнителями главных и второстепенных ролей. Забегая вперед, скажу, что все актеры второго плана играют блестяще, буквально живут на экране.

По сюжету «нормальный» ход жизни героев от попойки к попойке нарушается прибытием в город Перси Уилл, дочери покойной хозяйки дома. Перси (Скарлет Джоханссон) должна вступить во владение наследством-развалюхой, но Бобби и Лоусон имеют право пожить в доме некоторое время. Таким образом возникает далеко не святая троица, и отношения в этом необычном треугольнике и составляют предмет нашего с автором совместного интереса. У Бобби к Перси вполне отцовские чувства, хотя он почти до финала не узнает, что их на самом деле связывает. Лоусон, будучи молодым человеком, не может, конечно, не поддаться на искушение юной красотой сексапильной Перси.

Но фильм не о плотской любви, а о поиске человеческого тепла в холодном мире, который легко найти и на жарком Юге.

Если образ Перси несколько недописан, что лишает талантливую актрису Джоханссон возможности проявить все ее таланты, то для Джона Траволты образ Бобби Лонга - настоящий бенефис. Не боясь потерять свой обаятельный образ, актер превосходит самого себя и абсолютно убеждает нас в том, что Бобби Лонг - и пьяница и интеллектуал в одном лице, что даже опустившись, можно возвыситься, что дух сильнее больного тела, что любовь сильнее смерти.

При том, что фильм отчасти и о литературе, он не страдает литературщиной, а буквально дышит реальностью. Декаданс американского Юга, как и в произведениях больших писателей-южан, в этом фильме оборачивается ренессансом утерянной духовности.

Картина - не только песнь любви герою Бобби Лонгу и его попутчикам, но и ода высокому слову.

Даже если это слово и про низкие истины.

XS
SM
MD
LG