Грустная судьба «Амбассадора»
У городов, как и у людей, у каждого своя история.
Современный Лос-Анджелес - довольно молодой город по мировым меркам, и здесь понятие историчности отличается от привычного нам европейского, где памятники истории - скорее всего сооружения с многовековой биографией.
Чуть в стороне от центрального бульвара Уилшир располагается здание, в котором когда-то располагался популярный отель «Амбассадор». В нем останавливались именитые гости, просто состоятельные люди, в его ресторанах и барах были завсегдатаями знаменитости Голливуда. Но печальную известность отелю принесло одно событие. Здесь террорист Сирхан Сирхан смертельно ранил сенатора Роберта Кеннеди во время его избирательной компании.
Отель закрылся в 1989 году. Сегодня его иногда используют для киносъемок, воспроизводя не очень далекое прошлое. Земля площадью в 23 акра на которой стоит отель, сегодня принадлежит Объединенному школьному округу Лос-Анджелеса - самому большому в стране и одному из самых богатых.
Уже годами идут дебаты о том, что делать с отелем. Дело в том, что школьный округ намерен заменить отель школой на 4200 учащихся и разбить рядом общественный парк. В этих краях нет свободной земли и плотность населения довольно велика, отсюда скученность в школах района. По оценкам округа, до 3800 школьников из района отеля развозятся на автобусах в отдаленные школы, что мало кому нравится.
Но отель «Амбассадор» - одно из немногих уцелевших сооружений, ассоциирующихся с прошлым Лос-Анджелеса. Линда Дишман, директор организации Los Angeles Conservancy, ведущей борьбу за сохранение культурно-исторического наследия Лос-Анджелеса, говорит, что «Амбассадор» является одной из знаковых культурных ценностей города. По этой причине, а также из-за архитектурных достоинств творение архитектора Майрона Ханта имеет право на налоговые кредиты. Эта идея была высказана для оказания давления на школьный округ, который вскоре выступит с пятью вариантами использования недвижимости.
Защитники истории города считают, что суперинтендант округа Рой Ромер предпочитает снести большую часть отеля, оставив несколько символических архитектурных акцентов. По оценкам округа, снос отеля и замена его другими структурами будет стоить 286 миллионов долларов. Другая опция, при которой сохранятся ночной клуб «Коконат гроув» и кофейня, обойдется в 381 миллион. Защитники истории считают, что федеральные налоговые кредиты могут составить 39, 4 миллиона, что позволит покрыть разницу, необходимую для сохранения отеля.
Интересно, что в числе тех, кто выступает за снос отеля, имеются бывшие сотрудники Роберта Кеннеди, - очевидно, чтобы стереть печальную память о месте, где прервалась жизнь их кумира. Наряду с ними хотят снести отель некоторые организации, представляющие мексиканских иммигрантов: они считают, что школа для детей из бедных иммигрантских семей важнее любой, тем более чужой истории.
Не исключено также, что если будет принято решение снести отель, оно может быть хотя бы на время заблокировано в суде, куда угрожают подать ревнители нашей неглубокой старины.
Закончу на личной ноте. Я уже 25 лет живу в Лос-Анджелесе, но никак не могу привыкнуть к тому, что здесь все с легкостью сносится и перестраивается. Ну просто как на съемочной площадке Голливуда! Действует правило Best use of Land («земля должна использоваться наилучшим образом»). А что чувствуют люди - неважно.
Один пример. Тот итальянский ресторан, в котором мы отмечали памятное событие, за двадцать лет был перестроен в бразильский, греческий, а потом и в забегаловку fast food. А хотелось бы в годовщину прийти туда снова и вспомнить былое. Куда там!
Вспоминаю, как, будучи в Париже, мы проходили с нашей приятельницей, потомком русских декабристов, но родившейся в изгнании, мимо магазина детской обуви. Ольга Александровна сказала: «А здесь мне папа купил ботиночки 56 лет назад».
Вот такая история.