Линки доступности

В президентских дебатах прозвучала российская тема - 2004-10-01


В четверг вечером состоялся первый раунд теледебатов между президентом США республиканцем Джорджем Бушем и его соперником сенатором-демократом Джоном Керри. Основными темами были война в Ираке, обеспечение безопасности США и борьба с международным терроризмом. В то же время была затронута и тема защиты демократии в России.

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» сотрудник Московского центра Карнеги Николай Петров рассказал о своем восприятии президентской кампании, кульминационным моментом которой являются президентские дебаты.

Николай Петров: Очень сложно в двух словах оценить особенности и сам механизм кампании. Мне кажется, что главное, что есть всегда, и что есть сейчас, - это достаточно серьезная конкуренция, с одной стороны, и достаточно глубокое обсуждение широкого спектра вопросов как внутренней, так и внешней политики, с другой. Я бы сформулировал в двух словах так: сильная конкуренция, и при этом содержательная, более чем технологическая.

Люсьен Фикс: Есть ли аналог в России?

Николай Петров: Есть, и я бы сказал, что на региональном уровне целый ряд избирательных кампаний до последнего времени протекал с достаточно серьезной конкуренцией. Обидно, что сейчас мы отказываемся от губернаторских выборов, - губернаторы будут назначаться. Ну, а на федеральном уровне у нас ни разу не было выборов с неопределенным исходом и с содержательным обсуждением важнейших вопросов страны.

Л.Ф.: В ходе президентских дебатов ведущий спросил президента Буша, не составил ли он себе неправильное представление о президенте Путине, который, заявляя о своей приверженности в борьбе с международным терроризмом, в то же время пытается пресечь демократический процесс в России?

Н.П.: Мне кажется, что сейчас, в финальной стадии президентской кампании, есть опасность политических спекуляций. Российско-американские отношения и то, как они развиваются, - это слишком серьезный вопрос, чтобы делать выводы на основе заявлений, прозвучавших в пылу борьбы и полемики. Мне кажется, что в целом в ответах президента Буша и сенатора Керри прозвучало, с одной стороны, желание и необходимость развивать отношения с Россией как со стратегическим союзником, а с другой стороны, опасения тех изменений, которые сейчас, после Беслана, были объявлены и происходят. Я бы сказал, что со стороны американских политиков было продемонстрировано нормальное отношение к России, достаточно прагматичное.

Есть опасность, с которой Запад уже неоднократно сталкивался и, казалось бы, обжигался: делать ставку не на развитие институтов, с которыми сейчас большие проблемы в России, а на личные отношения. Личные отношения хороши до тех пор, пока есть та личность, с которой строятся эти отношения. Мне кажется, что сейчас главная опасность такого подхода к России со стороны США заключается в крайней политической нестабильности того президентоцентрированного режима, который построен, и в его зависимости от любых случайностей, связанных с внешнеполитическим, внешнеэкономическим развитием или падением динамики рейтинга президента, или с другими привходящими обстоятельствами.

Л.Ф.: Два дня назад было опубликовано открытое письмо главам государств и правительств Европейского Союза и НАТО с выражением глубокой озабоченности действиями президента Путина после бесланской трагедии, направленными на подрыв демократии в России. Как вы можете его прокомментировать?

Н.П.: С одной стороны, вполне понятна та обеспокоенность, которая, в частности, была выражена в этом письме. С другой стороны, если быть прагматичными и думать о том, какую реакцию и какие действия повлекут за собой такие выступления, мне кажется, что гораздо более эффективно при нынешних обстоятельствах было бы провести нейтральное и глубокое аналитическое изучение того, каковы отрицательные (и, естественно, положительные) следствия тех шагов, которые предпринимаются.

Моя позиция в этом отношении заключается в том, чтобы максимально помочь властям избежать тех ошибок, которые они совершают или готовы совершить, решая управленческие задачи в короткой перспективе и закладывая основание для очень серьезных стратегических задач в более отдаленном будущем.

XS
SM
MD
LG