Из всех искусств...
Самое невероятное во всей истории с фильмом «Последний выстрел» (The Last Shot) - то, что нечто подобное тому, что происходит на экране, случилось в реальной жизни.
Сценарий режиссера картины Джеффа Натансона основан на статье в журнале Details за февраль 1996 года под названием «Что не в порядке с этой картиной?». Статья Стива Фишмана рассказывала о том, как Федеральное бюро расследований США, для того, чтобы заманить в ловушку боссов мафии, вмешивавшихся в кинопроизводство Голливуда через профсоюзы вспомогательных профессий, организовало постановку «липового» фильма.
Вовлеченными в эту тайную операцию оказались два молодых и подающих надежды кинематографиста Гэри Леви и Дэн Люк. Они были уверены, что получили настоящее финансирование и, наконец, смогут осуществить свою мечту о постановке фильма.
В отличие от фильма «Последний выстрел», у реальных пешек в большой игре до съемок даже не дошло. В комедийной же интерпретации Джеффа Натансона первая сцена фиктивного фильма все же снимается, и на этом заканчивается удача сценариста Стивена Шаца (Мэтью Бродерик), который до того, как получил в руки режиссерский мегафон, отрывал билетики в Китайском кинотеатре в Голливуде.
«Последний выстрел», к счастью, был поставлен, и вместо очередного фильма о мафии является забавной комедией о магии кино, которая захватывает всех, кто с ней соприкасается. В то же время это не очень злая сатира на Голливуд, скорее большая внутренняя шутка для самих киношников. Немало шпилек вставлено и ФБР, но фильм не о стражах порядка, а о целлулоидных мифах, которыми живут многие люди.
Не очень удачливый агент ФБР Джо Дивайн (Алек Болдуин) проваливает операцию за операцией. Его удачливый брат (Рэй Лиотта) дорос до заместителя директора ФБР и является предметом зависти Джо. Но тут Джо представляется возможность реабилитировать себя, когда ему приходится переквалифицироваться в продюсеры фиктивного фильма.
И тут начинается настоящий фарс. Джо с каждым днем все больше входит во вкус голливудской жизни. Ему нравятся роскошные номера гостиниц, лимузины, внимание женщин. А также всемогущество голливудского мифа, открывающее все двери. Джо все больше и больше залезает в не слишком широкий карман ФБР, чтобы скорее начать съемку. Он практически забывает, зачем все это было затеяно.
Тем временем Стивен Шац не может поверить своему счастью. И, как это часто бывает в реальном Голливуде, готов перенести действие своего выношенного годами сценария из знойной Аризоны в дождливый штат Род-Айленд (гнездо» мафиози находится именно там).
Сам сюжет довольно прост, но автор нанизывает на него одну довольно смешную шутку за другой, и именно это держит внимание. Мне не совсем понятно, как обыкновенный зритель это воспримет, но кинокритики, с которыми я был в зале, просто покатывались со смеху. Хотя сегодня простой обыватель открывает в понедельник газету на странице, где публикуются кассовые сборы, и узнает о жизни Голливуда больше, чем те, кто создают фильмы. Тем просто некогда читать о себе.
Но Джефф Натансон явно все это читал и очень остроумно переработал. Это его первый фильм в качестве режиссера - до этого он был известным сценаристом, но он ведет актерский ансамбль уверенной рукой.
Упомянутый выше Алек Болдуин очень хорош в роли зашоренного агента ФБР, постепенно превращающегося в лощенного голливудского продюсера.
В роли приглашенной на фильм английской кинозвезды - истерички, наркоманки и любительницы острых ощущений -великолепна австралийка Тони Колетт.
Мэтью Бродерик, пожалуй, рисует своего героя одной краской. Его неудачник мог бы быть и поколоритнее.
Очень забавны сцены, в которых агенты ФБР, ведущие наблюдение и снимающие скрытой камерой, воображают себя настоящими кинематографистами. И в конце концов не важно, кто попал в камеру, а кто в кинокамеру.
Кино все спишет.