Линки доступности

«Что творится в путинской России?» - 2004-09-30


В ответ на последние террористические акты в России президент Путин внес новые предложения по радикальной перестройке структуры федерального управления. В числе прочего предлагается реформировать систему выборов депутатов Госдумы и предоставить президенту право самому назначать региональных губернаторов.

Для аналитиков концентрация Путиным власти в своих руках не была неожиданной. Этот вопрос обсуждался на протяжении целого года. Логика действий Путина для аналитикам ясна: не дать демократическим институтам возможности пустить глубокие корни и постепенно покончить с ними раз и навсегда. Именно это и происходит. Уже закрыты ведущие независимые средства массовой информации, в том числе ведущий телеканал НТВ, кремлевская партия захватила большинство в Думе, начались гонения на независимый бизнес. Не будет неожиданным, если следующий шаг будет направлен на изменение конституции в угоду режиму.

На семинаре в вашингтонском Фонде Карнеги за международный мир «Что творится в путинской России?» с докладами выступили ведущие научные сотрудники этого аналитического учреждения. Анализируя нынешнюю ситуацию в России, специалист по российской внутренней и внешней политике Лилия Шевцова пришла к такому выводу: «Бюрократический авторитарный режим, возникший при Путине, который Путин всеми силами пытается укрепить, окажет воздействие как на экономику, так и на внешнюю политику. Совершенно очевидно, что такой режим повышает взаимосвязь бюрократии, государственного аппарата и большого бизнеса. Внешняя политика, которую преследует президент Путин, по крайней мере после событий 11 сентября, будет постоянно подвергаться изменениям, потому что нельзя все время балансировать между поддержанием партнерства с Соединенными Штатами и Западом и в то же время проводить антизападную риторику с целью мобилизации настроения населения».

К сожалению, отметила Лилия Шевцова, война в Чечне и война против терроризма остановили трансформацию России. Горбачев пытался реформировать систему, которая не поддавалась реформированию. Ельцин пытался построить эффективный капитализм, который не мог быть эффективным. Путин пытается стабилизировать и модернизировать систему, которую нельзя ни модернизировать, ни стабилизировать. Как считает Шевцова, Путин должен дойти до самого конца и упереться в непробиваемую стену, чтобы убедиться, что дальше идти некуда, что нельзя модернизировать Россию, игнорируя фактор свободы.

Майкл Макфол, старший научный сотрудник Фонда Карнеги и профессор политических наук Стэнфордского университета, опубликовал в газете «Вашингтон пост» серию статей об антидемократическом характере реформ российского руководства. Выступая в Фонде Карнеги, он сравнил политику Путина с наполовину пустым стаканом, из которого вода выливается через огромную дыру. Макфол считает, что антидемократические реформы Путина не способствовали ни экономическому росту России, ни окончанию военных действий в Чечне.

Какой же режим уготован России?

«В настоящее время Путин стоит у кормила слабого, нерешительного, коррумпированного автократического режима. Но Путин будет оставаться популярным, - считает Майкл Макфол. - Кто у них еще есть, кроме него? Сегодня альтернативы Путину в России нет. Поэтому меня нисколько не удивляет, что 66% населения поддерживают Путина в надежде, что со временем ему удастся повернуть все в лучшую сторону».

Макфол высказывает тревогу по поводу будущего России после Путина. Созданный Путиным режим, говорит он, настолько коррумпирован, что наследники Путина не преминут воспользоваться им в полной мере, а может быть, еще больше повернуть его себе на пользу.

Говоря о западной политике в отношении России, Макфол указывает, что США и Запад в целом должны говорить правду о том, что происходит в России, и не только ради себя, но и ради российского народа и демократов в России, которые продолжают бороться за лучшее будущее.

Английский журналист, старший научный сотрудник Фонда Карнеги Анатоль Ливен, один из ведущих западных специалистов по Чечне, автор книги под названием «Чечня - крест на могиле российской мощи», считает, что жестокость, проявленная российскими войсками в Чечне, породила ненависть чеченского народа к российскому руководству. С другой стороны, раздробленность чеченских боевиков не позволяет найти умеренных деятелей, с которыми можно было бы вести переговоры. События последних двух с половиной лет не дают возможности вести переговоры с Масхадовым, который не в состоянии контролировать действия боевиков.

Какой же выход видит Анатоль Ливен из чеченской ситуации? «Сейчас речь идет не о том, как разрешить конфликт, а о том, как снизить его накал и убедить как можно больше чеченцев поддержать идею политического диалога, который исключил бы экстремистов и террористов».

И Ливен, и ряд других ведущих специалистов по Чечне рассматривают разные варианты западной стратегии, которые сконцентрировались бы на процессе разрешения чеченского конфликта. Одно из выдвигаемых предложений состоит в том, чтобы российские войска и боевики прекратили насилие, что открыло бы путь к началу диалога, направленного на предоставление Чечне расширенной автономии в пределах Российской Федерации.

XS
SM
MD
LG