На эспланаде в центре Вашингтона открылся Национальный музей индейцев Америки. Для «Голоса Америки» это событие не явилось неожиданностью: музей стоит прямо напротив здания нашей радиостанции, и мы имели возможность наблюдать за всеми стадиями его строительства.
Почти все национальные музеи в Вашингтоне окаймляют эспланаду, тянущуюся от Капитолия до Белого Дома. Здание каждого музея отражает дух времени, когда оно строилось. Не стал исключением и новый, 18 по счету национальный музей, посвященный индейцам Америки. Он построен по проекту канадского архитектора Дагласа Кардинала, выходца из индейского племени, и являет собой яркий образец постмодернизма. Текучие линии фасада напоминают слоистые каньоны американского Юго-Запада, созданные эрозией ветра и воды.
Вокруг музея каскадом льются водопады, журчат между валунами ручьи, застыл зеленый пруд с водяными лилиями. Здание окружено образцами растений Американского континента, их тут более 150 видов. Вся атмосфера призвана подчеркнуть неразрывную связь индейцев с окружающей средой. Той же цели подчинено и внутреннее устройство громадного здания.
«На полу вы видите символы четырех стран света, - рассказывает дизайнер Рамона Сакиестива, индеанка племени хопи. - Половицы выполнены из кленовой древесины, текстура которой напоминает облака. Все устройство музея индейцев наполнено символикой, почерпнутой из культурного наследия разных племен».
«Индейский край» - так многие племена именуют местность, с которой они ощущают особую эмоциональную связь. Теперь «индейским краем» станет музей в центре столицы США. На его открытие съехалось почти десять тысяч индейцев Северной и Южной Америки; они прошли маршем по эспланаде, где их приветствовали многочисленные гости.
«Коренные жители Америки гордятся, что их инициатива, подхваченная законодателями, завершилась созданием этого уникального учреждения, - говорит заместитель директора музея Брюс Берстайн. - Большая заслуга в этом принадлежит директору-основателю музея Рику Уэсту. Он объехал около тридцати стран Западного полушария, собирая экспонаты и договариваясь о сотрудничестве. Во многом благодаря ему в политическом центре страны возник «индейский край».
К открытию музея приурочен фестиваль индейской культуры и три вступительных экспозиции - «Наш народ», «Наша жизнь» и «Наши миры». Куратор последней, Эмиль Большой Конь из племени сиу, говорит: «Мы искали общины, у которых сохранились традиционные церемонии и которые готовят к ним специальные сооружения. Затем мы просили представить их в нашей галерее. Племя пуэбло из Санта-Клары выбрало церемонию ежегодного возвращения диких гусей - это событие отмечает важную веху в их жизненном цикле».
Основной массив музейной коллекции, около 800 тысяч экспонатов, собрал в начале ХХ века энтузиаст индейской материальной культуры Джордж Густав Хай. Тут и гончарные образцы, и вышивки, и корзины, и резьба по дереву и камню, золотые фигурки и маски из Южной Америки… всего не перечесть.
В разделе «Наша жизнь» можно услышать передачи радиостанции индейцев якама на родном языке. Здесь же выставлен снегоход на гусеничном ходу, на котором ездят члены общин, живущих по берегам водного пути Святого Лаврентия в Канаде, и въездная арка в квартал городских индейцев в Чикаго.
«Возможно, образ жизни этой индейской общины вас удивит, - говорит главный куратор музея Джеральд Макмастер. - Но это ведь не прерии. Это - Чикаго. 50 процентов индейского населения обитает сегодня в городах. Индейцы полностью включены в жизнь Америки, и их достоянием является не только прошлое, но и будущее».
Фестиваль культуры «первых американцев» по случаю открытия Национального музея индейцев Америки продлится до конца недели.