В четырех часах езды от шумного Нью-Йорка, среди бескрайних зеленых полей, в городке с одной главной улицей, расположился русский православный Свято-Троицкий мужской монастырь и духовная семинария.
После долгого путешествия по извилистым дорогам американской глубинки, колокольный звон и золотые купола монастырской церкви переносят вас в Россию. Все здесь, за редким исключением, говорят по-русски - и монахи, и семинаристы, собравшиеся из разных частей света: русские, украинцы, сербы, австралийцы, бразильцы, португальцы, американцы. В Джорданвиль их привели разные дороги: одни приехали, соскучившись по русской культуре, другие - в поисках себя.
Выпускник семинарии, Виталий Ефименко, родом из Львова, приехал сюда из Лос-Анджелеса. В свои 25 лет, серьезный молодой человек уже знает, к чему стремиться.
«Когда оканчивал школу, естественно, встал вопрос, куда поступать дальше, - рассказывает он. - В Америке многие пути открыты. Но, глядя внутрь своего сердца, не мог найти ничего, как только пойти по духовной линии, связать с церковной жизнью все свое будущее. Выбрал я семинарию здесь, в Джорданвиле, потому что здесь находится русский монастырь с русской братией, с русским преподаванием в семинарии. Была возможность поступить в Свято-Тихоновскую или Свято-Владимирскую семинарию, где все на английском языке, но хотелось пойти именно в русскую семинарию».
Русский канадец, двадцатичетырехлетний Саша Ларкин, живет в Джорданвиле уже 4 года: «Мне здесь очень хорошо. Здесь очень полезно жить: и для души, и для тела. Мы здесь постимся, занимаемся физическим трудом, мы все время на свежем воздухе, кругом поля, озера. Здесь каждому нужно побывать!».
В Джорданвиле Сашу называют «трудником», он работает в монастырской типографии. Трудник - это человек, который трудится, не получая зарплаты. Однако, ни монахом, ни священником Саша становиться не собирается. У него другие планы: «Я надеюсь когда-нибудь найти любимого человека и жениться».
Свою судьбу в Джорданвильском монастыре находят и женатые, и неженатые, русские и американцы. Например, американец, монах Гавриил: «Люди здесь были очень добры ко мне. Правда, сначала мне пришлось нелегко, я чувствовал себя неуютно среди русских, ведь я был для них чужой, я не говорил по-русски… Когда я приехал в Джорданвиль, епископ Илларион мне сказал: потерпите немного, отец Гавриил. Пройдет каких-нибудь 20 лет, и вы с легкостью будете говорить, читать и писать по-русски. Я здесь уже 12 лет, так что у меня есть еще 8 лет, чтобы выучить русский язык».
Рассказ о жителях Джорданвиля, был бы неполным, если не упомянуть о старейшем насельнике монастыря, Льве Ивановиче Павлинце, которого все, несмотря на его солидный возраст - ему уже 86, зовут просто Левушкой. В детстве Левушка переболел менингитом, да так и остался на всю жизнь, как маленький мальчик. Не узнать его в толпе невозможно: седой, небольшого роста старичок с огромными детскими голубыми глазами, всегда в пальто, с несколькими галстуками на шее и посохом в руке.
Монах Всеволод, которого время от времени поправляет сам Левушка, рассказывает: «Лев Иванович родился в 1918 году в Москве и всю жизнь прожил в монастыре. У нас он считается как блаженный… Прости, Левушка, за слово такое - дурачок. Но может он умнее других», - добавляет отец Всеволод, смеясь вместе с Левушкой.
А вот, что напоследок Лев Иванович пожелал своим землякам, россиянам: «Чтобы они не спали и не скучали».