Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 101 - 2004-09-12


Записи, звучащие в программе:

“Blues in a Hurry”. Дон Фридман
“Waltz for Debby”. Билл Эванс
“From A to Z”. Дон Фридман

Композиция «Блюз второпях» написана Доном Фридманом специально для диска, знакомству с которым посвящена сегодняшняя встреча Джазового клуба. Помимо пианиста, в записи альбома приняли участие басист Джордж Мраз и ударник Люис Нэш.

«Совершенно непонятно, как случилось, что трое этих замечательных джазменов ни разу не встречались до сих пор. Это - одна из загадок вполне космического масштаба», - так комментировал Эндрю Хенкин выступление трио в нью-йоркском клубе «Джазовые стандарты», приуроченное к выходу диска в свет. Речь, разумеется, идет о совместных записях.

И впрямь, слушая, как работают эти музыканты, изумляешься абсолютному взаимопониманию и идеальной гармонии их совместного существования.

Расшифрую название упомянутой вначале композиции. Когда трио приступило к записи на “Village Records”, Фридман вдруг сообразил, что среди отобранных вещей нет ни одного блюза, равно как и ни одной, написанной в быстром темпе композиции. Этот пробел Фридман заполнил, сочинив блюзовую и, одновременно, ритмичную композицию - буквально перед началом записи.

Хочу обратить ваше внимание, что название диску - “Waltz for Debby” - дала одна из самых знаменитых композиций Билла Эванса - вальс, написанный им для своей племянницы Дебби. Впервые она была записана Эвансом в 1956 году для диска «Концепции Нового джаза» - “New Jazz Conceptions». Но классикой она стала лишь спустя пять лет, когда Эванс исполнил ее в «Виладж вангарде» для живой записи. С тех пор «Вальс Дебби» неоднократно интерпретировался джазовыми мастерами, в том числе и Оскаром Питерсоном.

Что до Фридмана, то он, не отходя радикально от концепции самого Эванса, тем не менее, предлагает свое прочтение: более быстрый темп и гораздо более агрессивное, жесткое прикосновение к инструменту.

Юные годы Дона Фридмана, прошедшие под Лос-Анджелесом, в долине Сан-Фернандо, совпали с расцветом направления West Coast Jazz. Здесь он слушал Леса Брауна, Стэна Кентона, Билли Мея. Здесь же, в Лос-Анджелесе, учился на джазовом отделении городского колледжа.

Не меньшее влияние оказали на него и мастера восточного побережья, когда он переехал в Нью-Йорк и начал выступать в таких его знаменитых клубах как “Birdland” и “Basin Street”.

Ссылаясь на известную поговорку «Апельсины не сравнивают с яблоками», уже упомянутый мною музыкальный критик Эндрю Хенкин говорит: «Дон Фридман - живое подтверждение того, что сравнить апельсины с большими яблоками («Большое яблоко» - прозвище Нью-Йорка) очень даже возможно. Имея, разумеется, в виду тот факт, что в новом диске Фридмана органично соединилось лучшее, чем прославился джаз обоих побережий Америки».

Подробнее о биографии Фридмана - в следующей встрече Джазового клуба. А сейчас - его композиция, посвященная памяти друга и соратника, гитариста венгерского происхождения Атиллы Золлера, скончавшегося в 98 году. С Золлером Фридман работал в 60 годах в джаз-бэнде Херби Манна. Оба принимали участие в совместных записях и записях именных дисков друг друга.

Название композиции - “From A to Z” или, как мы сказали бы по-русски «От А до Я« - возможный намек на то, что они знали друг друга на зубок или сыграли все, что им было отпущено сыграть вместе на веку - от А до Я…

XS
SM
MD
LG