Апокалипсис сегодня?
Не всегда могу согласиться с расхожим искусствоведческим выражением «Искусство нужно судить по законам, им самим установленным». Но в данном случае, оценивая новый фильм Resident Evil: Apocalypse (в русском прокате «Обитель Зла 2: Апокалипсис»), я полностью принимаю условия игры, заданной этой картиной.
Ее предшественник - фильм «Обитель Зла» с нашей соотечественницей Миллой Йовович в главной роли оказался международной кассовой сенсацией. И дело тут, полагаю, не только в том, что славянская диковатая красота Миллы Йовович стала привычной во всем мире благодаря ее участию в рекламе престижной косметики. И не только в популярности видеоигры, ставшей творческим импульсом к созданию первого фильма.
Продолжение тоже уходит своими корнями в видеоигру, отсюда - многие элементы стилистики фильма. Но причины успеха первой картины и надежды на успех второй нужно искать в экзистенциальных проблемах человечества - даже если представители этого человечества понятия не имеют и не думают о вопросах выживания людей как вида в условиях опасных научных экспериментов и международного терроризма, желающего воспользоваться достижениями науки для массового уничтожения людей.
Поскольку кинематограф из-за ложно понимаемой политической корректности все еще очень робко затрагивает этнические и религиозные группы, проповедующие террор и прибегающие к нему для достижения своих далеко идущих целей, то довольно безопасной мишенью или фоном для приключенческих сюжетов остаются международные корпорации. В данном случае это «Амбрелла», содержащая подземную секретную лабораторию под небольшим американским городком Ракун-сити. Героиня фильма Алиса (Милла Йовович) сама стала предметом научного эксперимента, который превратил ее в боевую машину невероятной смертоносной силы, которую она уже продемонстрировала в первой серии.
Собственно, корпорация и занимается выращиванием суперсолдат для ведения войн будущего. Для этого используются не только живые, но и мертвые люди. В фильме они называются «немертвые» (undead), и, вырвавшись из подвалов лаборатории, эти зомби начинают инфицировать жителей городка, которые после укусов зомби-вампиров сами становятся «немертвыми».
Только небольшая группа жителей и полицейских-спецназовцев остается «нормальной». К ним и присоединяется Алиса, чтобы спасти их, а также чудом уцелевшую девочку - дочь инфицированного научного руководителя проекта. Довольно энергично поставленные боевые сцены с Миллой Йовович перемежаются в картине режиссера-дебютанта Александра Уитта с раскрытием дьявольской природы жадной корпорации, которая в сотрудничестве с правительственными чиновниками делает все, чтобы о катастрофе не узнало население страны.
Но, естественно, при просмотре жанровой картины зритель не особенно вдается в философские глубины. Он скорее всего подсознательно примеряет страхи, показываемые с экрана, на свои собственные. Именно подсознательные - ужас перед применением кем-то химического или биологического оружия против населения, или атомной бомбы (в финале есть и атомный взрыв).
Не будучи «суперменшей» по своей физической природе, не обладая внушительной мышечной массой, Милла Йовович все же убеждает в сверхчеловеческих возможностях своей героини. Актриса достигает этого за счет почти балетной пластики и точной игры, естественно, ограниченной рамками жанра. Ясное дело, что такой фильм не делается в расчете на «Оскар», но у Миллы Йовович отношения с камерой доверительные. Камера ее любит. Но в приятную для глаза картинку Йовович привносит свою внутреннюю музыкальность (в данном случае она сродни «тяжелому року» из-за предмета фильма) и взрывчатую энергию. Интересно, что даже весьма адекватная игра другой актрисы - Сиены Гилрой, играющей полицейскую из группы выживших, - лишь дополняет соло Йовович и не создает другой центр притяжения в картине.
Я бы еще сравнил Миллу Йовович в этом фильме с амазонкой из древних мифов. Сегодняшнее же кино творит современные мифы. Наши амазонки стреляют с двух рук и бегают по вертикальным стенам небоскребов. И, должен сказать, в эти моменты веришь, что поселившееся среди нас зло можно победить.