Линки доступности

«Для начала необходимо покончить с коррупцией в российских органах безопасности» - 2004-09-10


Трагические события в Северной Осетии вызвали резонанс не только в американских правительственных кругах и широкой американской общественности, но и среди дипломатов и бывших дипломатов. События в бесланской школе глубоко затронули бывшего посла США в Москве Джека Мэтлока, который любезно согласился обсудить ситуацию в интервью для Русской службы «Голоса Америки».

Джек Мэтлок - профессиональный дипломат, посвятивший 35 лет своей жизни изучению Советского Союза. Он был специальным помощником президента Рейгана, возглавлял отдел Европы и СССР в Совете Национальной Безопасности при Белом Доме и был последним послом США в СССР до фактического распада Советского Союза.

Недавно вышла в свет книга Джека Мэтлока под названием «Рейган и Горбачев: Как закончилась "холодная война"».

Люсьен Фикс: Господин посол, cчитаете ли вы захват террористами школы в Беслане частью террористических акций в мировом масштабе?

Джек Мэтлок: То, что произошло в Северной Осетии, - ужасно. Это показывает угрозу терроризма особенно в наших двух странах. Мы в Соединенных Штатах тоже чувствуем себя уязвимыми. Террористические группы практически те же самые - Аль-Кайда, экстремисты, боевики… Очень прискорбно, что в России до сих пор не удалось справиться с этой угрозой.

Л.Ф.: Как вы думаете, почему террористы избрали своей мишенью школьников?

Д.М.: Террористы стараются причинить вред обществу, и они пытаются найти самое слабое, самое уязвимое место. Им совершенно безразлично, что это беззащитные дети, они стараются вызвать шок во всем обществе.

Л.Ф.: Как вы считаете, господин посол, что мог бы сделать президент Путин, чтобы положить конец войне в Чечне?

Д.М.: Мне думается, что для начала необходимо покончить с коррупцией в российских органах безопасности. Совершенно ясно, что они связаны с уголовными элементами и берут у них взятки. В России было зарегистрировано много убийств, в том числе журналистов. Сколько дел было решено? Практически ни одного. Я не могу себе представить, что органы безопасности такие бессильные. Я, конечно, не говорю, что они сотрудничают с террористами. Но когда общество терпит такой высокий уровень коррупции, это значит, что террористы могут покупать союзников. Мне кажется, что для России исключительно важно навести порядок в органах безопасности и не сосредотачивать так много внимания на бизнесменах и тому подобное. Но это мое личное мнение.

Л.Ф.: Теперь уже всем понятно, что силовыми методами с чеченскими боевиками справиться нельзя. Что мог бы сделать президент Путин для решения чеченской проблемы?

Д.М.: Конечно, сейчас трудно найти какое-либо решение. История показывает, что во второй чеченской войне применялись только силовые методы. Как вы верно заметили, только силовыми методами нельзя решить этот вопрос. Нужно искать другие пути.

Л.Ф.: Как вы думаете, господин посол, решится ли Путин пойти на переговоры с умеренными чеченскими лидерами?

Д.М.: Если бы он мог убедить умеренных чеченских лидеров прекратить сотрудничество с иностранными элементами, находящимися на территории Чечни, тогда, как мне кажется, открылась бы какая-то перспектива приемлемого решения. Но это трудно. История показывает, что если люди потеряли своих близких, которые были убиты правительственными войсками, они готовы на все, чтобы как-то отомстить. Это заколдованный круг. К сожалению, у меня нет никаких рекомендаций на этот счет. Ситуация довольно трагическая.

Л.Ф.: Президент Буш выразил свои соболезнования российскому народу в связи с трагедией в бесланской школе и сказал, что Америка готова оказать всяческую помощь. О какой помощи идет речь?

Д.М.: Мы, конечно, можем сотрудничать с Россией в плане пресечения потоков вооружений и денег. Мы можем сотрудничать в деле обмена информацией о террористах, и так далее.

XS
SM
MD
LG