Записи, звучащие в программе:
“April in Paris”. И. Уай. Харбург, Вернон Дюк
“Mack the Knife”. Курт Вейль
“Too Darn Hot”. Кол Портер
Выбор музыки, которая будет звучать сегодня, сделан ветераном американской эстрады Тони Беннетом. Собственно, диск, который я представляю, так и называется «Выбор художника: музыка, которую он ценит». И вот что сам Беннет говорит об этом своем «выборе»:
«Всю свою карьеру я посвятил тому, чтобы песни нашего золотого фонда звучали, были живы. Большинство людей не отдает себе отчета в том, что эти песни - один из самых главных подарков Америки остальному миру. Куда бы я ни приезжал – в Куала-Лумпур, в Европу - повсюду, в каждой стране понимаешь, что является предметом ее гордости: британцы гордятся театром, итальянцы - музыкой, архитектурой и изобразительным искусством, Германия - наукой, французы - своей кухней и живописью… Америка - страна сравнительно молодая, и мы пока просто не осознали, до какой степени наша музыка (наша эстрада) повлияла на остальные цивилизованные страны».
Тони Беннет имеет в виду джаз и Бродвей.
«Мне повезло, - продолжает певец, - я вырос в «золотую» эру, когда творили Кол Портер, Дюк Эллингтон, Гаролд Арлен, Джордж и Айра Гершвины, и это лишь неполный перечень. Они были и остаются великими мастерами, и музыка их будет жить вечно».
Итак - выбор, сделанный Тони Беннетом.
Песня «Апрель в Париже» была написана для бродвейского шоу 1932 года “Walk a Little Faster”. Аранжировку для одного из лучших бигбэндов Америки под управлением Каунта Бейси сделал Уильям Дэвис по прозвищу Wild Bill. Одной их характерных деталей исполнения этой вещи была реплика Каунта Бейси, обращенная к музыкантам: “One more time” - «Еще разок». На одном из джазовых фестивалей в Ньюпорте оркестр следовал указаниям Бейси сыграть «еще разок» всего-навсего сто двадцать пять раз
«Каунт Бейси - воплощение американского свинга. Когда я думаю об американской музыке, первое имя, которое приходит на ум - это оркестр Каунта Бейси, - пишет Тони Беннет во вкладыше к альбому. - Хотя Свинг - это детище Армстронга, Каунт Бейси, с его поразительной ритм-группой поднял его на новый уровень».
И, коль скоро Тони упомянул Луиса, приведу его высказывание о великом Сачмо: «Луис Армстронг - это источник, из которого черпают все: будь то джаз, рэп или рок-эн-ролл - вы без труда обнаружите его влияние. Впрочем, идеально выразил это Диззи Гиллеспи, когда сказал: «Без Луиса Армстронга не было бы меня». И все мы, и музыканты, и вокалисты: Майлс Дэвис, Синатра, Пегги Ли, я - все мы могли бы подписаться под этой фразой».
«Мэкки-нож» - этот зонг из «Трехгрошовой оперы» Брехта, созданной в 1928 году - Луис Армстронг и его «звездный оркестр» впервые исполнили в 1955 году, и, именно благодаря этому исполнению, песня стала популярна во всем мире. Лотте Ленья, в чьем исполнении она прозвучала впервые, сочла нужным лично поблагодарить Армстронга за его интерпретацию этого номера.
Я должна сказать, что Беннет проделал совершенно потрясающую работу в выборе материала, включенного в диск, с которым мы знакомимся сегодня. Это выбор большого мастера, человека безупречного вкуса, знающего то, что он называет “great American songbook”, от корки до корки, от А до Я. И, безусловно, одной встречей для знакомства с этим диском нам не обойтись. Так что мы продолжим путешествие в мир американской песни через неделю.
А сейчас - еще один шедевр.
«Эта дьявольская жара разрушила все мои планы - провести славный вечерок с моей милашкой, с моей деткой… Чертовски жарко - в такую жару не до любви».
Мела Тормэ, который интерпретирует в альбоме один из номеров созданного Колом Портеров в 1948 году мюзикла «Поцелуй меня, Кэйт» - эту бродвейскую классику - Беннет называет «энциклопедией джаза»: «Он был певцом, который, зная, как сочиняется музыка, зная, как она написана, никогда не терял способности к импровизации».
Типично портеровский юмор и блистательная интерпретация Мела Тормэ, надеюсь, доставят вам не меньшее удовольствие, чем включившему ее в свой диск Тони Беннету. Мы вернемся к нему через неделю.