В течение минувших шестидесяти лет отношения с европейскими странами были важной частью внешней политики Соединенных Штатов. Президент Буш прилагает усилия, чтобы сгладить расхождения с европейскими союзниками, вызванные войной в Ираке. Кандидат демократов на пост президента сенатор Джон Керри, в свою очередь, обещает в случае избрания, начать новую эру союзных отношений.
Июнь был необычным месяцем для трансатлантических встреч. Участие президента Буша в работе саммита НАТО в Стамбуле было четвертой за этот месяц встречей руководителей Америки и Европы.
«Мы будем сотрудничать и добиваться того, чтобы НАТО было должным образом подготовлено в военном отношении для отражения угроз XXI века», - заявил президент Буш.
Многие аналитики считают, что выступление президента США на саммите НАТО было попыткой сгладить одно из самых серьезных разногласий в рядах альянса за последние годы. В начале июня президент Буш побывал во Франции на торжествах, посвященных шестидесятилетию высадки сил союзников в Нормандии в 44 году. Затем он стал хозяином саммита Большой Восьмерки, а через несколько дней отправился он в Ирландию на встречу представителей Европейского союза.
Профессор политологии университета Джорджа Вашингтона Джеймс Голдгайер считает, что усилия президента Буша будут бесплодными до тех пор, пока не произойдут фундаментальные перемены: «Проблема в том, что на деле трудно привлечь союзников к участию, не дав им голоса в принятии решений. Нынешняя администрация не очень стремится к тому, чтобы союзники проявляли активность в процессе приятия решений».
Голдгайер подчеркивает, что проводимая президентом Бушем политика принятия решений в одностороннем порядке заставила многих союзников устраниться от американских миссий. Примером тому, по его мнению, является выход США из Киотского протокола.
«Администрация президента Клинтона не слишком активно добивалась подписания Киотского протокола - договора очень важного для европейцев, - продолжает профессор Голдгайер. - Но манера поведения администрации президента Клинтона была совершенно иной. А в случае администрации президента Буша, без каких либо предварительных консультаций или обсуждений было заявлено, что США не подпишут этого договора. Не было никаких попыток предварительно обсудить данный вопрос с европейцами и объяснить им, что мы не сможем примкнуть к Киотскому протоколу, поскольку не согласны с очень многими его требованиями, и что именно по этой причине следует искать другие выходы из положения».
Кандидат на пост президента от демократической партии, сенатор Джон Керри, утверждает, что пойдет по другому пути в отношениях с союзниками: «Я заверяю вас в том, что, будучи избранным, я от вашего имени в течение считанных недель вернусь в Организацию объединенных наций. Мы снова вольемся в семью народов и гордо впишем новую главу в отношения Америки с мировым сообществом», - заявил Керри на предвыборном митинге.
Не рассчитывает ли Джон Керри на слишком многое в вопросах, касающихся поддержки, которую может оказать ему Европа? Саймон Серфати, директор Европейской программы в Центре стратегических и международных исследований, сомневается в том, что это станет возможным.
«Я просто не понимаю, откуда сенатор возьмет дополнительных военнослужащих на европейском континенте или за его пределами, - говорит Серфати. - Учитывая сложившуюся обстановку в Ираке, мне трудно поверить в то, что найдется много стран, которые готовы будут направить туда дополнительные войска. Но европейцам предстоит самим решить, сделают ли они для Керри то, что они отказываются сделать для Буша».
Саймон Серфати предупреждает, что, несмотря на то, кто победит на президентских выборах, структурные различия между Европой и Соединенными Штатами не исчезнут. Применение огромной военной мощи Соединенных Штатов и необходимость борьбы с терроризмом не исчезнут, как в случае переизбрания президента Буша, так и в случае избрания Керри. Но Серфати подчеркивает, что отношения Америки с Европой слишком важны для обеих сторон, чтобы ими пренебрегать: «Мы - американцы и европейцы - входим в сообщество с сопоставимыми ценностями, сообщающимися интересами и общими целями. У нас личные отношения, примерно как у пары, состоявшей в браке 50 лет: стороны стали столь похожи друг на друга, и их общее имущество столь тесно переплелось, что развод более невозможен. Нет ничего, что Америка или Европа могут лучше и более эффективно осуществить порознь, чем вместе».
Серфати считает, что новый подход к партнерству с Европой будет положительным шагом, как для переизбранного президента Буша, так и для новоизбранного президента Керри. По его словам, если Керри победит на выборах, он должен как можно скорее протянуть руку дружбы Европе. Если будет переизбран президент Буш, то Серфати рекомендует Европе пойти по пути оздоровления отношений.