Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-08-13


Привет из Болливуда!

Около года назад мне довелось побывать в настоящем английском поместье недалеко от Лондона. Поместье было превращено в съемочную площадку фильма «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair) по ранее не раз экранизированному одноименному английскому классическому роману Уильяма Теккерея.

В перерывах между съемками мне удалось встретиться с актерами Джимом Бродбентом и Джонатаном Рисом Майерсом. Последний, будучи в костюме для фильма, выглядел скорее как звезда рок-музыки, чем молодой англичанин из начала позапрошлого века.

Это и показанные мне на телемониторе уже отснятые сцены, в частности, восточный танец на музыку и слова современного египетского шлягера «Салям алейкум», показывали, что режиссер Мира Наир («Салям, Бомбей»), уроженка Индии, не собирается делать еще одну экранизацию в стиле телефильмов ВВС, в которых все невероятно правильно, но и невероятно скучно.

После разговора с режиссером, там же на площадке, я ждал, что Мира Наир подперчит пресное английское литературное блюдо индийскими кинематографическими специями и мы увидим динамичное зрелище в духе ее недавнего фильма «Свадьба в сезон дождей» (Monsoon Wedding). Эта картина интересно совмещала голливудский способ повествования и реалистической актерской игры с музыкальностью доминирующего в индийской кинокультуре стиля «болливуд» (от сочетания Бомбея, где находится центр кинопромышленности Индии, с Голливудом).

И вот фильм готов и идет к зрителю. Однако за время пути... Увы, с грустью сообщаю, что фильм не удался.

Не буду подробно пересказывать сюжет, - его положено знать любому культурному человеку, - но кратко напомню, что в центре истории - бедная девушка Ребекка (Бекки) Шарп, которая любой ценой хочет преуспеть в высшем обществе Великобритании начала XIX века. На этом пути Бекки - фамилия которой может быть переведена как «дошлая» - сопутствует удача, перемежаемая неудачами и разочарованиями.

Бекки играет популярная американская актриса Рис Уизерспун («Блондинка в законе»). Она говорит на экране с приемлемым британским акцентом, но одной из ее (и фильма в целом) проблем является беременность.

Какое это имеет отношение к фильму? Прямое. Хотя беременность Бекки прописана в сценарии Мэтью Фолка, Марка Скита и Джулиана Феллоуза, она занимает только небольшую часть слишком длинного фильма. Но реальную беременность актрисы Уизерспун приходится скрывать в большинстве сцен. Это ведет к тому, что значительная часть картины преподносит главную героиню исключительно крупным планом или на дальних планах. Средних планов мало и они выдают «интересное положение» актрисы, несмотря на всяческие ухищрения художника по костюмам Беатрис Аруна Пастор. Это затрудняет монтаж картины и лишает ее четкого стилистического решения.

Конечно, экран несколько оживляют краски, не вполне свойственные британской традиции. В костюмах сильно присутствие красного, ярко-синего, фиолетового, желтого и других скорее восточных, чем западных цветов. Можно, конечно, сказать, что в то время владычество над Индией влияло на британское общество, - отсюда и краски. Но такая цветовая гамма требует и иной динамики, а фильм оказывается на поверку довольно статичным. Так и хочется сказать режиссеру: «Мира, ну поддай жару! Подсыпь перчика! Больше Болливуда!» Но картина вязнет в сложной паутине интриг и слишком очевидно современного социального комментария.

Конечно, сегодня мало кого могут волновать проблемы социальной дебютантки начала XIX века, и взгляд авторов может и должен быть современным и свежим - как это произошло, например, в недавней блестящей картине «Госфорд-парк» по сценарию, между прочим, того же Джулиана Феллоуза, за который он получил заслуженный «Оскар».

В принципе, свежий, со стороны взгляд на чужую культуру имеет полное право на существование и иногда приносит отменные результаты. Тот же «Госфорд-парк» поставлен американцем Робертом Олтменом, а умная и динамичная картина об Англии XIX века «Разум и чувства» - китайцем Ангом Ли. У режиссера же Миры Наир, работавшей ранее в Индии и Америке, несмотря на наличие всех необходимых ингредиентов, - признанного таланта, богатого литературного первоисточника, опытных актеров, - не получилось острого и вкусного западно-восточного кинематографического блюда.

XS
SM
MD
LG