В докладе, подготовленном Пентагоном, говорится, что китайская армия, до последнего времени закупавшая военную технику за границей, по всей видимости, планирует перейти на производство современных вооружений. По оценкам американского военного ведомства, расходы Пекина на модернизацию вооруженных сил, включая инвестиции в программы вооружений последнего поколения, составили в минувшем году 70 миллиардов долларов. Это ставит Китай на третье место по уровню военных затрат после США и России.
Как отмечает специалист по Китаю, аналитик исследовательской корпорации РЭНД Джеймс Малвенон, пока трудно сказать, какие стратегические амбиции стоят за этими шагами Пекина. Но не подлежит сомнению, что феноменальный экономический рост позволил Китаю значительно сократить технологический разрыв с Соединенными Штатами во многих сферах, в том числе в военной: «Доклад, представленный Пентагоном Конгрессу, тон, в котором он выдержан, учения американского флота вблизи китайской акватории - все это свидетельствует о большой серьезности, с которой наши военные относятся к модернизации китайского арсенала».
Пятикратное увеличение объема производства китайской экономики, говорится в докладе, позволило Народно-освободительной армии Китая значительно улучшить качество находящихся на вооружении ракет, самолетов и подводных лодок. При такой тенденции, считают пентагоновские эксперты, в ближайшие 5-10 лет Пекин может выйти на уровень вооружений передовых индустриальных стран мира.
Не все, однако, разделяют эти выводы. Сотрудник Азиатско-тихоокеанского исследовательского центра на Гавайях Ричард Битцингер указывает: «Беспокойство вызвано тем, что китайцы, еще недавно имевшие на вооружение технику 50-х - 60-х годов, сделали мощный рывок. Основным поставщиком военной технологии в Китай традиционно были Советский Союз и страны советского блока. Сейчас китайцы переходят на отечественное вооружение, но оно пока отстает от американской технологии».
Тем не менее, признает Битцингер, новая реальность осложняет Пентагону планирование действий в регионе Восточной Азии, в особенности в случае возникновения конфликта в Тайваньском проливе. Так, аналитики американских разведывательных структур отмечают, что появление у Китая ударных подлодок нового типа застало Вашингтон врасплох. Пекин, правда, заявляет, что модернизация его вооруженных сил носит чисто оборонительный характер.
Однако адмирал в отставке Эрик Маквейдон, служивший с 1990 по 1992 годы военным атташе в Пекине, считает, что КНР может питать стратегические амбиции, непосредственно затрагивающие интересы США: «В первую очередь, разумеется, на ум приходит Тайвань. Пекин может попытаться провести против него молниеносную акцию, а затем поставить мир перед свершившимся фактом. Тогда окажется, что все его предыдущие заверения просто служили дымовой завесой».