Линки доступности

Скрипичные мастера со всего мира съехались в Огайо - 2004-07-17


В городке Оберлин в штате Огайо, где находятся известные во всей Америке колледж и консерватория, закончился ежегодный всемирный семинар скрипичных мастеров. В то время как новшества в технологии и других областях ведут человечество по пути к будущему, люди, создающие скрипки, для того, чтобы двигаться вперед, должны углубляться в далекое прошлое.

...Все участники семинара пошли на званый обед, но Грег Олф из Мичигана остался в помещении. Он покрывает скрипку двумя видами лака, чтобы сравнить их цвет.

«Мне нравятся оба лака, - говорит Грег. - В одном меня привлекает глубина красного цвета, в другом - теплота и блеск. Поэтому я хочу смешать их, но в правильной пропорции. Найти ее можно только при дневном свете. После этого я пойду на обед, а вернувшись - покрою скрипку лаком в последний раз».

То, что Грег Олф предпочел остаться один, характерно для людей его профессии. Скрипичный мастер из Франции Патрик Робэн говорит, что он и его коллеги тоже обычно работают в одиночестве:«Мы, как правило, делаем скрипки в одиночку, иногда - с одним или двумя помощниками. На этом семинаре собрались мастера из различных уголков планеты. У каждого из нас своя техника и свои представления о методах изготовления скрипки, свои концепции о ее звуке...».

Большую часть года скрипичные мастера из разных стран мира конкурируют друг с другом, стремясь продать свой товар. Однако каждое лето около сорока лучших мастеров из Италии, Англии, Китая и других стран съезжаются на две недели в Оберлин, чтобы поделиться с коллегами своими знаниями и умением. В прошлом году они работали сообща, чтобы построить скрипку по модели Антонио Страдивари - ту самую, которую Грег Олф сейчас покрывает лаком.

Искусство изготовления скрипок достигло совершенства в итальянском городе Кремона три столетия назад. Мастера того времени не имели привычки делиться своими знаниями и методами, поэтому опыт Страдивари и других итальянских мастеров в значительной своей части утерян. Директор семинара Кристофер Джермэйн считает, что произошло это отчасти потому, что традиция передавалась только устным способом.

«Если бы вы были скрипичным мастером около 1700-го года, вы бы, скорее всего, были неграмотны, - говорит Джермэйн. - Так что вы не могли описать свой опыт: вы могли лишь передать его устно своему ученику. А тот, став мастером, передавал свой опыт подмастерьям таким же способом. Вероятно, где-то, на каком-то участке произошел обрыв традиции, и часть опыта старых мастеров не дошла до следующего поколения».

Утраченной, в частности, оказалась техника, при помощи которой Страдивари, Гварнери и Амати добивались особого скрипичного звука и вида своих инструментов. Участники семинара в Оберлине пытаются заново воссоздать старинный лак, которым покрывались скрипки, и их классические формы. Мастера говорят, что обмен информацией на ежегодном семинаре поможет сохранить и двинуть вперед их искусство.

Некоторые мастера стремятся к тому, чтобы создать как можно более совершенные копии инструментов Страдивари и Гварнери, оригиналы которых считаются высочайшими образцами. Однако Джон Дилворт, старый мастер из Англии, говорит, что копирование вряд ли должно быть конечной целью современных создателей скрипок: «Нам необходимо пойти дальше Страдивари. Он создал образец, превзойти который, по мнению многих, невозможно. Но мы обязаны продолжать попытки, мы должны искать другие пути, которые приведут когда-нибудь к созданию чего-то аналогичного, а может быть и лучшего.

Но почему выдающиеся скрипичные мастера мира собираются именно в городке Оберлин в штате Огайо?

«Вспомним, что лучшие струнные инструменты создавались в Кремоне, которая большую часть года покрыта густым туманом, - говорит директор семинара Крис Джермэйн. - А если вам случалось быть на Французской Ривьере, вы могли бы убедиться, что в красивейших местах обычно изготовляются очень плохие скрипки... Так что Оберлин в юго-восточном Огайо - вполне подходящее место».

Участники семинара этого года занимались проблемой улучшения качества скрипок. Одно занятие было посвящено плотности дерева и влиянию влажности. Другое - научным и математическим расчетам, лежащим в основе формы и звучания скрипки. Сочетание новейшей технологии и сведений, добытых из прошлых веков, может помочь некоторым из этих мастеров добиться больших успехов в будущем.

XS
SM
MD
LG