Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 93 - 2004-07-04


Записи, звучащие в программе:

“El Chico”. Гато Барбиери
“Bliss”. Джейсон Майлс
“Blue Habanera”. Гато Барбиери
“Last Tango”. Гато Барбиери

Я думаю, что уже первые аккорды композиции, открывающей нашу сегодняшнюю встречу, не могут ни у кого оставить сомнений в ее происхождении. “El Chico” - так называется этот взрывной свинговый номер из диска аргентинского саксофониста Гато Барбиери “The Shadow of the Cat”. Это - пятидесятый альбом в его послужном списке и дебютный на фирме «Пик рекордс».

Выхода его в свет ценители джаза ждали со вполне понятным нетерпением: хотя в этом году, 28 ноября, Барбиери исполнится 70 лет, он, как и в годы своей юности, полон энергии и того, что французы называют “joie de vivre”.

Продюсер диска «Тень кошки» и аранжировщик всех номеров - Джейсон Майлс, обладатель премии Грэмми, сотрудничавший с крупнейшими исполнителями и джаза, и популярной музыки - от Майлса Дэвиса до Лютера Вандроса. В диск вошло также несколько композиций его сочинения.

Отмечу, что в интервале между 76 и 79 годом Барбиери записал пять альбомов на фирме “A&M Records”, владельцем которой был один из лучших трубачей нашего времени Херб Алперт. И для Барбиери, и для Алперта диск “The Shadow of the Cat” ознаменовал возрождение былого союза и встречу с прошлым. Алперт участвовал в записи в качестве трубача и в трех композициях звучит его соло.

«Наша дружба с Хербом длится вот уже много лет, - говорит Барбиери. - Но идея его участия в записи диска принадлежит Джэйсону. Что до Херба, то он принял приглашение с огромным энтузиазмом, не замедлив сообщить мне, что я по-прежнему - в лучшей форме. Обменявшись комплиментами и верительными грамотами, - шутит Барбиери, - мы приступили к работе. Признаюсь, однако, что его оценка значила для меня очень много. Херби знал, о том, что я довольно долго болел, и вполне мог предположить, что проблемы со здоровьем могли сказаться и на моей игре. Однако Херб утверждает, что время пока что милостиво ко мне. Разумеется, наша встреча в студии носила ностальгический характер: мы вспоминали преждевременно ушедших из жизни замечательных музыкантов, наших друзей и радовались тому, что мы - в порядке и по-прежнему занимаемся тем, что доставляет нам столько радости».

Этот альбом Гато Барбиери, названный лучшим латиноамериканским джазовым диском года, музыкант посвятил памяти своей матери, которая по его словам, несмотря на то, что семья их, жившая в аргентинском городке Розарио, крайне нуждалась, одарила его и брата настоящим богатством: своей любовью и непоколебимой верой в то, что если они будут работать, не покладая рук (в самом прямом смысле слова: Гато учился играть на кларнете и альт-саксофоне, брат - на трубе), то мечта их осуществится.

Барбиери рассказывает, что играть на кларнете он начал в 12 лет, услышав Чарли Паркера и его композицию “Now’s the Time” («Сейчас - самое время»). Вот и не верь после этого в то, что судьба посылает нам тайные знаки.

Продолжая брать частные уроки уже в Буэнос-Айресе, Барбиери начал делать первые шаги на музыкальном поприще в оркестре Лало Шифрина.

«Это было время, когда у власти был Хуан Перон, и нам запрещали играть только джазовый репертуар, - вспоминает саксофонист. - Мы непременно должны были исполнять и традиционную музыку. Так что мы играли и танго, и карнавальные мелодии. В Буэнос-Айресе мне посчастливилось играть с приезжавшими на гастроли джазовыми гигантами: Колманом Хокинсом, Диззи Гиллеспи, Херби Манном и кубинским «королем мамбо» Перезом Прадо. Сейчас я все чаще и чаще встречаюсь в работе с музыкантами много моложе меня и очень радуюсь тому, что у меня есть такая возможность. Мне нравится пробовать и открывать что-то новое, экспериментировать с ритмами. Но со своим пристрастием к вещам мелодичным я не расстаюсь». «Потаенный и, одновременно, страстный, романтичный и элегантный, - писал один из критиков о последнем диске Барбиери. - Буквально с первыми звуками его тенор-саксофона вы попадаете в уникальный и многообразный мир легендарного джазиста, новый альбом которого подтверждает его статус всемирно признанного музыканта». «Когда я играю на саксофоне, важнее всего для меня - мелодия. В ней я могу выразить и любовь, и гнев, и растерянность, и отчаяние. Я считаю, что в жизни мне на удивление повезло: подумать только - моя игра все еще волнует людей, все еще доставляет им радость», - говорит Гато Барбиери, чей семидесятилетний юбилей будет отмечать в этом году музыкальный мир по эту и по ту сторону океана.

Семидесятилетие его совпало еще с одной памятной датой: тридцать лет назад Барбиери был удостоен премии Грэмми за музыку к фильму Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Феноменальный и, в известном смысле, скандальный успех фильма, принес Барбиери, которого в то время уже хорошо знали в джазовом мире, известность всемирную. Что, разумеется, немало способствовало развитию его карьеры.

Назвав этот фильм, мы не можем не упомянуть об исполнителе главной роли, знаменитом американском актере Марлоне Брандо, который скончался первого июля в возрасте 80 лет.

Главную музыкальную тему фильма Барбиери тоже включил в свой пятидесятый диск.

XS
SM
MD
LG