Линки доступности

Выбран генеральный секретарь Совета Европы - 2004-06-22


Сегодня в Страсбурге Парламентская Ассамблея избрала нового генерального секретаря Совета Европы. Большинством голосов на этот высокий пост был избран британский парламентарий, председатель социалистической фракции ПАСЕ Терри Дэвис.

На пост генерального секретаря претендовали три кандидата: нынешний глава организации Вальтер Швиммер, председатель социалистической фракции ПАСЕ, британский парламентарий Терри Дэвис и министр иностранных дел Эстонии Кристина Оюланд.

Вальтер Швиммер аргументировал выдвижение своей кандидатуры на второй срок тем, что одного мандата на пять лет недостаточно для проведения начатых внутри Совета Европы реформ. Второй его довод относился к непростой ситуации, возникшей в связи с тем, что расширение Евросоюза требует от Совета Европы определить свое место в новой политической архитектуре Европы.

Терри Дэвис и Кристина Оюланд, в отличии от Швиммера, высказываются достаточно критично относительно нынешнего положения Совета Европы. Британский дипломат считает, что «организация сорока пяти» свернула с избранного при становлении пути и только Венецианская Комиссия и Европейский Суд по правам человека напоминают о первоначальных целях Совета Европы.

Примерно такой же позиции придерживается и Кристина Оюланд. Глава эстонской дипломатии считает, что настало время восстановить доверие к Совету Европы, а самой организации пора вернуться к своим непосредственным обязанностям: бороться за обеспечение прав человека, демократию и верховенство закона.

Вальтеру Швиммеру - 62 года, Терри Дэвису - 66. За плечами у обоих богатый опыт работы в национальных и международных структурах. Оба кандидата участвовали в аналогичных выборах пять лет назад, но тогда фортуна оказалась более склонной к Швиммеру.

Кристина Оюланд почти вдвое моложе своих соперников. Ей всего лишь 37 лет. Но молодой министр иностранных дел Эстонии считает свой возраст (как, впрочем, и свое происхождение) несомненным преимуществом. «Совет Европы нуждается в динамизме и притоке свежей крови, - повторяла Оюланд в кулуарах Дворца Европы. - Плюс ко всему, - добавляла она, - пришло время, чтобы столь высокий пост в СЕ занял бы представитель Восточной Европы».

Какими же критериями и принципами руководствовались сами депутаты Парламентской Ассамблеи при выборе кандидата на должность Генерального Секретаря Совета Европы?

Сегодня Совету Европы предстоит решить жизненно важный для себя вопрос: определить, собирается ли он сохранить за собой статус организации с реальной самостоятельностью или станет своеобразным придатком Евросоюза.

В сложившейся ситуации результаты нынешних выборов главы Совета Европы являются судьбоносными. Вот почему с именем Вальтера Швиммера многие депутаты связывали процесс дальнейшего расширения Евросоюза и более глубокого сотрудничества с этой панъевропейской структурой. Примерно те же надежды парламентарии питали и относительно кандидата от Эстонии. Но в кулуарах Дворца Европы утверждалось, что у Кристины Оюланд меньше, чем у Швиммера, шансов занять главное кресло в СЕ.

Взаимоотношения России с балтийскими республики в любом случае скажутся на выборе представителей России. Российские журналисты считают, что их депутаты поддержали кандидатуру Терри Дэвиса. Их выбор определялся отношением Великобритании к Евросоюзу.

Таким образом, уже до начала голосования большинство придерживалось мнения, что основными конкурентами на кресло генсека являются Вальтер Швиммер и Терри Дэвис. Ситуация пятилетней давности практически повторилась и на этот раз, только вот результаты оказались другими.

Абсолютным большинством голосов (157) на пост генерального секретаря Совета Европы избран Терри Дэвис. Вальтер Швиммер набрал 91 голос, а Кристина Оюланд - 51.

Не исключен вариант, что такой расклад объясняется негласным правилом не избирать дважды на пост генсека одного и того же человека, а также традицией ротации политических сил внутри Совета Европы: социалистов, консерваторов и либералов.

В своем первом выступлении в новом качестве социалист Терри Дэвис обещал быть подлинным генсеком СЕ, независимым от всех национальных и политических интересов. Он также обещал, что все страны, безотносительно от их величины, уровня развития и географического положения, будут рассматриваться в рамках Совета Европы как равные субъекты.

XS
SM
MD
LG