Несколько дней назад министр иностранных дел Ирака Хошар Зебари сказал, что прекращение деятельности временной коалиционной администрации откроет дорогу к улучшению отношений Ирака с Сирией, Турцией и Ираном. Эксперты по Ближнему востоку полагают, что соседние с Ираком страны будут внимательно наблюдать за тем, как новое правительство будет разрешать вопросы курдской автономии, раздела власти, и в какой степени оно будет сопротивляться давлению групп, настаивающих на укреплении в Ираке законов исламского шариата.
После принятия Советом безопасности ООН резолюции, одобряющей передачу суверенной власти новому правительству Ирака 30 июня генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал международное сообщество поддержать новое временное руководство Ирака, которое обязано будет подготовить почву для новых выборов к концу года: «Очень многое зависит сейчас от успешной деятельности нового правительства Ирака, и мы всецело должны ему помогать», - сказал Аннан.
Лидеры иракских курдов, между тем, были огорчены тем, что в окончательном варианте резолюции Совета безопасности ООН отсутствует упоминание о временной конституции, составленной правящим советом Ирака, которая закрепляет права курдов как иракского меньшинства и позволяет им сохранить некоторую степень автономности. Влиятельные лидеры курдов Масуд Барзани и Джалал Талабани грозят выйти из состава временного правительства Ирака, если право на автономию не будет курдам гарантировано.
Некоторые эксперты по Ближнему востоку считают, что статус курдского меньшинства в Ираке - ключ к стабильности в регионе, и этот вопрос представляет огромную важность для Турции, Ирана и Сирии. Сотрудник вашингтонского института Ближнего востока Мурхаф Джуэджати объясняет, чем вызван этот интерес:
«В Сирии есть своя немногочисленная курдская община. Любые разговоры о курдской автономии на севере Ирака вызывают нервозность в Сирии, да и не только в ней, но и в соседних странах, где живут курды - в Турции и Иране. Поэтому курдская автономия на севере Ирака разожжет аппетит курдского меньшинства в Сирии, подогреет националистические чаяния курдского народа. Для Сирии - это болезненный вопрос, так же, впрочем, как для Турции и Ирана. Поэтому вряд ли соседи Ирака благосклонно воспримут раздел этой страны по национальному признаку». Недавно министр иностранных дел Ирака Хошар Зебари, выступая в Нью-Йорке перед членами частной организации «Совет по иностранным делам», заявил, что курдские лидеры вовсе не хотят раздела Ирака: «Они согласились быть частью нашей прекрасной страны, они преданы идее единства и территориальной целостности Ирака, но одновременно хотят сохранить некоторую степень самоуправления. В этом-то весь вопрос».
Аналитики подчеркивают, что вопрос курдской автономии - не единственной предмет тревоги для соседних с Ираком стран. Даже у Турции, с курдским населением порядка пятнадцати миллионов, есть другие заботы. Дэйвид Филлипс, сотрудник Совета по международным отношениям, говорит, что руководство Турции - против исламского экстремизма. Турция не хочет, чтобы шииты составляли большинство в правительстве Ирака, и чтобы они установили в стране систему исламского шариата.
«Турецкий истэблишмент гораздо больше встревожен возможностью того, что исламская республика в Ираке может потенциально повлиять на ситуацию за пределами границ Ирака, может пробудить активность исламистов на территории самой Турции, которая в настоящий момент является светским, прозападным федеральным государством, - продолжает Филлипс. - Турецкие лидеры в значительно меньшей степени обеспокоены появлением так называемого иракского Курдистана, поскольку такая государственная структура может даже оказаться для Турции позитивным фактором».
Сирия и Иран также заинтересованы в стабильности Ирака. Мурхаф Джуэджати считает, что Вашингтон может использовать это для оказания давления на Сирию - например, с целью укрепления сирийско-иракской границы, чтобы не дать возможности исламским экстремистам переходить на территорию Ирака: «Сирия очень хотела бы, чтобы Вашингтон согласился с тем, что стабильность в Ираке возможна лишь при сотрудничестве с иракскими соседями. Поэтому, мне кажется, Сирия готова сотрудничать с Вашингтоном по всем проблемам, связанным со стабилизацией Ирака. Для этого, правда, необходимо, чтобы Вашингтон начал воспринимать Дамаск и Тегеран в качестве ведущих партнеров в деле стабилизации Ирака».
Дэйвид Филлипс отмечает, что Иран может даже поддержать идею демократии в Ираке, однако по другим причинам, нежели Вашингтон. Ведь большинство населения Ирака составляют мусульмане-шииты, как и в Иране.
«Мотивация иранских лидеров может быть совершенно иной, - говорит Филлипс. - Они знают, что если Ирак станет демократическим государством, то в конечном итоге шииты, составляющие там большинство порядка 60 процентов, встанут во главе центрального правительства».
Как мы уже говорили ранее, соседние с Ираком страны будут очень пристально наблюдать за тем, каким образом разрешится вопрос о разделе власти в Ираке.