Линки доступности

Новые университетские курсы - 2004-06-14


До недавнего времени студенты американских вузов ежегодно получали список междисциплинарных курсов, посвященных истории и культуре этнических групп, населяющих Соединенные Штаты, - негров, азиатов, индейцев и так далее. В этой пестрой толпе отсутствовали белокожие жители Америки, из-за чего создавалось впечатление, что белых американцев в отечественной истории как бы не было. И вот недавно на университетском горизонте замаячил курс истории и культуры белых американцев. Его появление было встречено ожесточенными спорами,

Ни у кого из историков и социологов, собравшихся на конференцию в нью-йоркском университете Фордэм, не было сомнения, что белых американцев следует изучать. Однако, судя по тону выступлений, было бы правильнее сказать, что их надо не изучать, а разоблачать.

Так, в одном докладе в качестве примера искажения белыми фундаментальных истин приводился образ Христа в созданной белыми культуре Запада: Иисус там изображался, как правило, светлокожим и светловолосым, хотя, как известно, он родился в еврейской семье на Ближнем Востоке, и, следовательно, скорее всего, был смуглым и черноволосым.

Другой доклад порицал белокожих членов правительства Соединенных Штатов, которые в пятидесятые годы всячески тормозили предоставление американского гражданства темнокожим гавайцам, хотя Гавайские острова в то время становились американским штатом. Выступивший в защиту гавайцев профессор Марк Нэйсон, белый преподаватель курса афро-американской культуры в Фордэме, объяснял действия правительства следующим образом: «Я считаю, что в течение почти всей американской истории в стране царило подсознательное убеждение, что настоящий американец - это белый человек».

Профессор Нэйсон с удовлетворением отметил, что теперь большинство белых американцев нетерпимо относится к проявлениям расизма - если осознает их. «Беда в том, - говорил оратор, - что люди далеко не всегда распознают расизм. Так, в сознание многих американцев, независимо от их цвета кожи, въелись определенные расовые предрассудки. Главный из них гласит, что культура негров или латиноамериканцев носит расовый, либо этнический характер, в том время как культура белых является всеобщим эталоном и нормой». «Многое из этого трудно выразить конкретными терминами, - продолжал профессор Нэйсон. - Молодые люди, полагающие, что их сверстники не обращают внимания на цвет кожи, отрицают, что американизм ассоциируется, прежде всего, с белокожестью. Между тем, эта связь определяет весь образ жизни в Соединенных Штатах. Поэтому учебный курс истории и культуры белых американцев призван разоблачать тенденцию, согласно которой определенной группе людей отведена роль руководителей Америки не только в политическом, но и в культурном плане».

Оппоненты такой точки зрения говорили на нью-йоркской конференции, что следствием подобного курса станет не знакомство студентов с социальными, техническими и культурными достижениями белых американцев, а натравливание «цветных» студентов на их белокожих сокурсников, которым будет внушаться ответственность за расистские прегрешения предков.

Междисциплинарный курс истории и культуры белых американцев введен в учебные программы более тридцати колледжей. О характере предмета можно судить по названиям рекомендованных книг: «Ликвидация привилегий белых», «Портрет белокожего расизма», «Власть белокожих» и так далее. В этих работах утверждается, что доминирующая в Америке культура оказывает угнетающее воздействие на небелых американцев.

Против подобного подхода резко выступил директор Центра американистики при вашингтонской исследовательской организации «Фонд наследия» Мэтью Сполдинг: «Эта идея зиждется на посылке, что вся культура Соединенных Штатов - то есть все американские институты, экономика, история, общество - пронизана расизмом белых и является его отражением».

Историки и социологи, занимающиеся историей и культурой белых американцев, этого не отрицают. При этом профессор Марк Нэйсон подчеркивает, что это - побочное явление, и смысл курса вовсе не в том, чтобы породить у белых американцев чувство вины перед небелыми согражданами. Цель заключается в полном устранении расовых барьеров из американской жизни. А для этого белым следует понять, насколько история и культура их страны связана с привилегированным положением их собственной группы: «Соединенные Штаты - уникальное образование в Западном полушарии в том плане, что белые стали центральным фактором формирования американской нации. Никто не скажет, что культура Кубы или Бразилии создана белыми. В этих странах существует проблема расизма, но ни в одной из них в обществе не доминируют белокожие, никто не запрещал там межрасовые браки для сохранения белого большинства».

Говоря о своем опыте, профессор Нэйсон отмечает, что многие белые студенты внутренне сжимаются, когда им впервые предлагают подумать над социальным смыслом своего цвета кожи. Однако, через какое-то время они расслабляются и начинают соглашаться с тем, что в Америке только белые могут позволить себе не обращать внимания на собственный цвет кожи.

XS
SM
MD
LG