Линки доступности

Обзор печати от 3 июня 2004 г. - 2004-06-03


Все без исключения американские газеты оценивают это событие как еще один тревожащий шаг путинского руководства по пути удушения свободы слова в России.

Популярный телеведущий Леонид Парфенов уволен руководством телеканала НТВ, а его программа закрыта за то, что он выпустил в эфир интервью со вдовой убитого в Катаре одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. В организации покушения на бывшего вице-президента Ичкерии обвиняют пойманных с поличным оперативников российской разведки. В настоящее время в Катаре проходит закрытый судебный процесс по их делу.

«Увольнение Парфенова, самого влиятельного ведущего на российском телевидении, внушает новые опасения, что при Владимире Путине государство стремится взять под свой контроль средства массовой информации, - пишет столичная «Вашингтон пост». - При Путине власти ликвидировали все независимое вещание и теперь контролируют три главных телеканала. Новостные телевизионные программы, которые являются главным источником политической информации для населения отдаленных российских регионов, теперь чаще всего начинаются в старом советском стиле с репортажей о рабочем дне Путина. Острых тем, таких, как война в Чечне, они старательно избегают».

«Увольнение Парфенова это еще одна веха на пути к ликвидации свободы слова в России», - приводит «Вашингтон пост» мнение президента Союза российских журналистов Игоря Яковенко.

«По мнению некоторых членов российского журналистского сообщества - коллег Леонида Парфенова и политических наблюдателей - увольнение телеведущего предвещает еще более суровые времена», - пишет московский корреспондент «Нью-Йорк таймс» Сет Майданс.

В корреспонденции приводится следующее заявление российского ПЕН-клуба, объединяющего писателей, поэтов и очеркистов: «Уволен один из лучших российских телеведуших, ликвидирована одна из наиболее успешных аналитических программ. Все это свидетельствует о том, что мы живем в полицейском государств».

В той же корреспонденции «Нью-Йорк таймс» сообщает о первой реакции на события в Москве известного американского политолога Андерса Аслунда: «Произошедшее вполне вписывается в путинскую стратегию последовательного, шаг за шагом, построения авторитарного государства», - заявил он в интервью.

Газета напоминает, что в своем послании «О положении страны» на прошлой неделе Путин намекнул о намерении властей ограничить деятельность правозащитных и других демократических организаций. Путин обвинил эти организации в том, что они, якобы, действуют в ущерб национальным интересам.

Авторы статьи в «Уолл-стрит джорнал» Грегори Уайт и Гай Чейзан расценивают увольнение Леонида Парфенова - «одного из последних независимых голосов на общероссийском телевидении» - как свидетельство того, что Кремль «закручивает гайки» и старается ограничить деятельность демократических организаций.

«Путин не перестает повторять, что он стремится укрепить молодую российскую демократию, - говорится в статье. - Однако со времени его прихода к власти в 2000 году его попытки укрепления «вертикали власти», по мнению критиков, в действительности выродились в отказ от многих перемен в российской жизни после распада Советского Союза».

С этой точкой зрения солидарна и «Сан-Франциско кроникл».

«Путин утверждает, что России необходимы подлинно свободные средства массовой информации. Но после прихода к власти он систематически заглушал критические голоса, - пишет Анна Бадхен. - При Путине Кремль фактически аннексировал все общенациональные телеканалы и наложил табу на освещение таких тем, как продолжающаяся десять лет кровавая война в Чечне. Одновременно почти во всех телевизионных программах усердно освещается чуть ли не каждый шаг и вздох главы государства. Это очень сильно напоминает советские времена. А сам Путин, подобно какому-нибудь члену Политбюро бывшего ЦК КПСС, случается, «рекомендует» отдельные темы для освещения в СМИ. Так, например, в прошлом месяце он высказал надежду на то, что, «журналисты уделят соответствующее внимание» экономическому союзу между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном», - отмечает «Сан-Франциско кроникл».

«Увольнение Парфенова, - пишет другая калифорнийская газета - «Лос-Анджелес таймс», - можно рассматривать как новый серьезный шаг по ликвидации остатков российских независимых средств массовой информации».

«У меня нет другого слова, чтобы охарактеризовать произошедшее, кроме как «цензура», - цитирует московский корреспондент газеты Ким Мерфи заявление самого Леонида Парфенова. По его словам, его интервью со вдовой экс-вице-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева было вырезано из программы по указанию ФСБ - Федеральной службы безопасности, преемницы КГБ.

«Совершенно очевидно, что увольнение Леонида Парфенова - исключительно тревожный сигнал, - цитирует корреспондентка «Лос-Анджелес таймс» директора российской неправительственной организации «Интерньюс» Мананы Асламазян. - Оно означает, что, несмотря на свои многочисленные заявления «от противного», власти не отказались от своих старых привычек вмешательства в деятельность СМИ. В случае с Парфеновым оно было особенно грубым и беспардонным».

Обзор подготовил Лио Стерн

XS
SM
MD
LG