Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 89 - 2004-06-01


Записи, звучащие в программе:

“Stuffy”. Колман Хокинс
“I See Your Face Before Me”. Артур Шворц, Хауард Дитц, Бад Де Сильва, Кинг Плежур
Лиза Полард - сопрано-саксофон; Рэй Браун - бас; Бенни Грин - фортепьяно; Грэйди Тэйт - ударные
“Stalking”. Колман Хокинс
Все вышеупомянутые и: Джон Коппола - труба; Дэйв Бендихкайт - труба; Брюс Уолф - тромбон; Рэд Каллоуэй - тенор-саксофон
“I Let a Song Go out of My Heart”. Дюк Эллингтон, Ервин Миллс, Генри Нимо, Джон Редмонд

Доводилось ли вам когда-нибудь не только слышать, но и видеть марширующий похоронный оркестр? Медленно двигающаяся похоронная процессия… печальная, как и подобает событию, мелодия (но если и не печальная, то, по крайней мере, протяжная)… мерные удары барабана… Но дождитесь момента, когда те же музыканты возвращаются с места, где усопший находит последний приют, и вы буквально не поверите своим ушам и, в некотором роде – глазам. Те же музыканты теперь участвуют в карнавальном шествии: печали как не бывало! «Жизнь продолжается! - словно говорят они, - Да здравствует жизнь! Она коротка, и, пока мы живы, давайте радоваться этому!».

До недавнего времени я была убеждена в том, что подобная традиция существует только в Новом Орлеане. И была немало поражена, обнаружив, что подобный оркестр - “Green Street Mortuary Band” - существует в Сан-Франциско, что одеты музыканты в некое подобие военной формы, а возглавляет шествие светловолосая женщина по имени Лиза Полард, которую на Западном побережье страны называют не иначе как Saxlady.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию ее записи.

Диск, название которому дала композиция «Передо мной - твое лицо», известная саксофонистка записала на калифорнийской студии “Fantasy” в Беркли.

«На Лизу я обратил внимание еще в бытность ее студенткой калифорнийского колледжа, - рассказывает профессор истории музыки Филипп Элвуд. - В то время в джазовом ансамбле колледжа часто играли не только студенты, но и преподаватели, в том числе знаменитый саксофонист Пароа Сандерс и ударник Смайли Уинтерс. Лиза поразила меня воистину неиссякаемой жаждой знаний и готовностью принимать участие в джем-сешен в любое время дня и ночи».

Во время выступления оркестра Дюка Эллингтона в колледже Беркли Элвуд, к тому времени подружившийся с талантливой студенткой и частенько одалживавший ей пластинки из своей фонотеки, представил Лизу двум своим друзьям, баритон-саксофонисту Гарри Карни и тенор-саксофонисту Бену Уэбстеру. Оба, став ее музыкальными менторам, приняли живейшее участие в ее судьбе. Вместе с ними она совершила свое первое турне по Европе.

В 72 году Эллингтон и его знаменитый оркестр вновь гастролировали на Западном побережье, и на сей раз Лиза уже играла в группе саксофонов наравне с «котами», как называют на джазовом жаргоне джазменов. И, что это была за «кошечка», можно вполне представить, если даже сейчас, по прошествии более тридцати лет, она не утратила внешней привлекательности и обаяния. В середине семидесятых, когда Лиза Полард после небольшого перерыва - она получала степень бакалавра в Университете Сономы - вновь начала подвизаться на подмостках джазовых клубов Западного побережья, для джаза настали трудные времена. Широким фронтом наступал рок-н-ролл, и Лиза играла буквально повсюду, где только было можно: в клубах и ресторанах, парках и кинотеатрах - словом, там, где только подвертывался «гиг».

Одним из ее постоянных партнеров в те нелегкие времена был трубач Джон Коппола, который сейчас вместе с ней возглавляет «звездный» джаз-ансамбль. К нему отдельно, на вкладыше к диску, обращены слова благодарности за аранжировку композиции Хокинса “Stalking”. Лиса сменила в этой композиции сопрано-саксофон на тенор. И еще один музыкант, принявший участие в записи композиции Хокинса, впервые исполненной им в 1945 году и ставшей впоследствии джазовым стандартом, это знаменитый тенор-саксофнист Рэд Каллоуэй.

Дуэт Лизы и Рэда звучит еще в одной композиции альбома - «Я выпустил песню из своего сердца». Эту мелодию она получила, что называется, из первых рук, от своего ментора, баритон-саксофониста Гарри Карни, который впервые исполнил ее с оркестром Дюка Эллингтона в 1939 году.

После фортепьянного вступления Бенни Грина в традиции Каунта Бейси, вы услышите саксофон Рэда Каллоуэя, а вслед за этим - ответ Лисы Полард.

«Умение работать в ансамбле, уверенность в сольных партиях и готовность принимать вызов в дуэтах» - так комментирует этот номер учитель Лизы Полард Филипп Элвуд, ставший ее верным поклонником.

XS
SM
MD
LG